zakupkihelp.ru

Информационный портал для участников закупок

azbuka_468x60

Электронный аукцион по 44-ФЗ: пошаговый алгоритм, сроки проведения, инструкции для участников закупки

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в самой популярной на сегодняшний день закупочной процедуре — электронном аукционе в рамках 44-ФЗ. В настоящий момент на долю электронных аукционов приходится 53,80% всех закупок проведенных в РФ за 2015 год. Популярность данной процедуры с каждым годом только набирает обороты, однако не смотря на такую популярность проблем у участников аукционов не становится меньше. Поэтому в своей статье я постарался дать максимально развернутую информацию по участию в электронных аукционах в рамках действующего 44-ФЗ.

электронный аукцион по 44 фз

Содержание:

Понятие электронного аукциона
Площадки для проведения электронных аукционов
В каких случаях проводится электронный аукцион?
Аккредитация участников электронного аукциона
Алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
Действия заказчика при проведении электронного аукциона
Действия участника при проведении электронного аукциона
Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
Калькулятор проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
Извещение о проведении электронного аукциона
Документация об электронном аукционе
Информационная карта электронного аукциона
Требования к участникам электронного аукциона
Заявка на участие в электронном аукционе
Процедура электронного аукциона по 44-ФЗ
Сколько длится электронный аукцион?
Как узнать участников электронного аукциона?
Признание электронного аукциона по 44-ФЗ несостоявшимся
Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Понятие электронного аукциона

И так, давайте для начала рассмотрим определение электронного аукциона, которое дается в ч. 1 ст. 59 44-ФЗ.

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Есть и более простое определение, которое, на мой взгляд, гораздо проще для восприятия:

Электронный аукцион торги, проводимые в электронном виде на специализированных электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.

Процедура проведения электронного аукциона (ЭА) регламентирована статьями 59-71 44-ФЗ.

Площадки для проведения электронных аукционов

площадки для проведения электронных аукционов

Как было сказано выше в определении, проведение электронных аукционов осуществляется на электронных площадках.

Электронная площадка это сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные торги.

Согласно приказа Минэкономразвития России от 26 октября 2009 г. № 428 «Об утверждении Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» и приказа Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. № 466/763 «О проведении отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» к 1 января 2010 года был осуществлен отбор 5-и электронных торговых площадок. Окончательный список электронных площадок на основании протокола о результатах отбора, проводимого в соответствии с Техническим заданием на функционирование электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме от 20 ноября 2009 г., имеет следующий вид:

  1. ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» —  www.sberbank-ast.ru
  2. ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Москва)www.roseltorg.ru
  3. ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»www.zakazrf.ru
  4. ООО «Индексное агентство РТС»www.rts-tender.ru
  5. ЗАО «ММВБ-Информационные технологии»www.etp-micex.ru

На этих 5-ти “государственных” электронных площадках и осуществляются закупки для нужд государства путем проведения электронных аукционов.

Для того чтобы принимать участие в ЭА, проводимых на электронных площадках, у участника должна быть электронная подпись и аккредитация на площадках. О том, что такое электронная подпись и как её получить, подробно написано здесь. Про аккредитацию же на электронных площадках мы поговорим ниже  в этой статье, а также вы можете прочитать отдельную развернутую статью по этой теме, которая называется аккредитация и переаккредитация на электронных торговых площадках.

В каких случаях проводится электронный аукцион?

Согласно ч. 2 ст. 59 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных:

Включение товаров, работ, услуг в указанные выше перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

  1. существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
  2. критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Важно: Заказчик вправе осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные выше перечни (ч.3 ст.59 44-ФЗ).

Аккредитация участников электронного аукциона

Как я уже и говорил ранее, для того чтобы принимать участие в ЭА у участника должна быть электронная подпись и аккредитация на электронной площадке. Ниже я приведу ключевые моменты, связанные с аккредитацией участника на площадке. С более же подробной информацией по аккредитации и переаккредитации вы сможете ознакомиться здесь.

И так, для того чтобы пройти аккредитацию на электронной площадке участник ЭА должен предоставить оператору электронной площадки документы и информацию, указанные в п.п. 1-8 ч. 2 ст. 61 44-ФЗ.

В срок не более чем 5 рабочих дней с даты поступления документов и информации от участника ЭА оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника или отказать этому участнику в аккредитации, а также направить ему уведомление о принятом решении.

Причины отказа участнику в аккредитации на площадке:

  • если участник ЭА не предоставил необходимые документы и информацию оператору электронной площадки;
  • если участник предоставил документы, не соответствующие требованиям, установленным законодательством РФ;
  • если участник является офшорной компанией.

Аккредитация участника ЭА на электронной площадке осуществляется сроком на 3 года с даты направления оператором электронной площадки этому участнику уведомления о принятии решения о его аккредитации на электронной площадке.

Участник ЭА, получивший аккредитацию на электронной площадке и предоставивший обеспечение заявки на участие в таком аукционе, вправе участвовать во всех таких аукционах, проводимых на этой электронной площадке.

За три месяца до даты окончания срока аккредитации участника ЭА оператор электронной площадки обязан направить соответствующее уведомление этому участнику. В случае если этот участник получил аккредитацию на электронной площадке, он вправе пройти аккредитацию на новый срок в порядке, установленном статьей 61 44-ФЗ, не ранее чем за 6 месяцев до даты окончания срока ранее полученной аккредитации.

Важно: Поскольку заказчик имеет право проводить электронные аукционы на любой из 5-ти площадок, о которых мы говорили выше, то настоятельно рекомендую вам пройти аккредитацию на всех этих площадках, дабы не пропустить участие в нужном аукционе.

Алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

В этой части статьи я поэтапно опишу все действия заказчика и участника закупки при проведении открытого аукциона в электронной форме по 44-ФЗ. Давайте сначала рассмотрим с вами действия заказчика.

Действия заказчика при проведении электронного аукциона

Этап №1 — Подготовка к проведению электронного аукциона

На данном этапе заказчик занимается организацией и планированием предстоящей закупки, формирует аукционную (единую) комиссию, определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Этап №2 — Подготовка документов для проведения электронного аукциона

На данном этапе заказчик занимается разработкой и утверждением документации об электронном аукционе (общие положения, информационная карта, форма заявки, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, техническое задание, проект контракта и т.д.).

Этап №3 — Размещение информации об электронном аукционе

На этом этапе заказчик подготавливает и размещает в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) извещение о проведении электронного аукциона и документацию.

Этап №4 — Выявление участников электронного аукциона

На данном этапе заказчик рассматривает первые части заявок на участие в электронном аукционе и готовит протокол рассмотрения заявок.

Этап №5 — Определение победителя электронного аукциона

На этом этапе заказчик рассматривает, поступившие от оператора электронной площадки, вторые части заявок на участие в ЭА и готовит протокол подведения итогов.

Этап №6 — Заключение контракта с победителем электронного аукциона

На данном этапе заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, предложенными победителем ЭА, и направляет его победителю, проверяет наличие внесенного обеспечения исполнения контракта или банковской гарантии, подписывает контракт с победителем.

И так, с действиями заказчика мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим действия участника закупки.

Действия участника при проведении электронного аукциона

Этап №1 — Получение электронной подписи

Для участия в электронных аукционах, а также прохождения аккредитации на электронных площадках, участник закупки должен иметь в наличии электронную подпись. Если вам нужна электронная подпись, то вы можете заказать её здесь.

Этап №2 — Аккредитация на электронных площадках

Без аккредитации на электронных площадках участник не сможет участвовать в ЭА, поэтому ему в обязательном порядке необходимо пройти эту процедуру. О том, как это сделать было написано выше.

Примечание: Первые два этапа, по сути, являются подготовительными этапами, без прохождения которых участие в электронных аукционах невозможно.

Этап №3 — Поиск информации о проводимом электронном аукционе

На этом этапе потенциальный участник осуществляет поиск размещенной в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) информации о проводимом аукционе и скачивает на свой компьютер весь комплект аукционной документации. Поиск информации также может осуществляться участником и непосредственно на самих электронных площадках. На тему эффективного поиска тендеров есть подробный видеокурс, где рассмотрены как платные, так и бесплатные инструменты поиска информации. Подробнее о курсе можно узнать здесь.

Этап №4 — Анализ аукционной документации

На этом этапе участник закупки изучает документацию о проводимом ЭА (техническое задание, инструкцию, проект контракта и т.д.) и принимает решение: участвовать в аукционе или нет. Если участник принимает положительное решение, то он переходит к следующему этапу.

Этап №5 — Внесение денежных средств на электронную площадку

Следующий обязательный этап — это внесение денежных средств на свой счет на электронной площадке. Это необходимо для того, чтобы обеспечить свое участие в электронном аукционе. Как только деньги поступят на счет, у участника появится возможность отправить свою заявку на участие в выбранном аукционе.

Примечание:

  • если НМЦК ЭА не более 3 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет 1% НМЦК;
  • если НМЦК ЭА более 3 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 5% НМЦК;
  • для учреждений уголовно-исполнительной системы, субъектов малого предпринимательства (СМП), организаций инвалидов и социально ориентированных некоммерческих организаций размер обеспечения заявки не должен превышать 2% НМЦК.

Этап №6 — Подготовка и отправка заявки

На этом этапе участник должен подготовить свою заявку, состоящую из 2-х частей, прикрепить все необходимые документы на электронной площадке, подписать их электронной подписью и отправить оператору электронной площадки. Одновременно с отправкой заявки, денежные средства на счете участника в размере обеспечения заявки, будут заблокированы системой.

Этап №7- Непосредственное участие в электронном аукционе

Если после рассмотрения заказчиком первых частей заявок, заявка участника признана соответствующей требованиям заказчика, такой участник допускается до участия в электронном аукционе. На этом этапе участник в установленный день и время заходит на электронную площадку и принимает участие в процедуре ЭА (подает ценовые предложения). Более подробно о том, как проходит эта процедура, мы поговорим ниже в этой  статье.

Этап №8 — Заключение контракта с заказчиком по итогам электронного аукциона

В том случае, если участник ЭА признан победителем, он готовит обеспечение исполнения контракта (банковская гарантия или платежное поручение), проверяет проект контракта, подготовленный заказчиком, и направляет заказчику через оператора электронной площадки, подписанные электронной подписью контракт, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Более подробно процесс заключения контракта с заказчиком описан здесь.

Вот мы с вами и рассмотрели алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. У каждого из рассмотренных нами этапов есть строго регламентированные сроки проведения, о которых мы поговорим ниже.

Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Для удобства восприятия информации все этапы проведения электронного аукциона, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. В этой таблице есть также ссылки на конкретные пункты закона № 44-ФЗ, в которых эти сроки установлены. Представленные ниже элементы таблицы кликабельны, т.е. при нажатии по изображению левой кнопкой мыши, оно откроется в полномасштабном размере.

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Калькулятор проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

На сегодняшний день одним из лучших калькуляторов сроков проведения электронного аукциона является калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Ниже я привел скриншот с сайта НАИЗ.

калькулятор проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Данный калькулятор позволяет рассчитать сроки проведения ЭА в рамках 44-ФЗ. Перед использованием настоящего калькулятора обязательно прочитайте текст, расположенный на странице в самом начале. После того, как вы укажете все необходимые параметры и нажмете по кнопке «Рассчитать», система отобразит вам информацию в табличной форме о сроках проведения данной процедуры. Полученные результаты можно распечатать на принтере. Вот ссылка на сам калькулятор — http://naiz.org/fz44/auction-time/

Извещение о проведении электронного аукциона

извещение о проведении электронного аукциона

Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 7-мь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (если НМЦК < 3 млн. рублей) и не менее чем за 15-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (если НМЦК > 3 млн. рублей). Помимо размещения извещения в ЕИС, заказчик вправе опубликовать извещение о проведении ЭА в любых СМИ, как печатных, так и электронных.

В извещении о проведении электронного аукциона указывается следующая информация:

1) информация, предусмотренная статьей 42 44-ФЗ, а именно:

  • сведения о заказчике, ответственном должностном лице заказчика, специализированной организации;
  • краткое изложение условий контракта;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);
  • ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
  • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии;
  • размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 44-ФЗ.

2) адрес электронной площадки в сети «Интернет»;

3) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;

4) дата проведения такого аукциона (Примечание: в случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день);

5) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;

6) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 — 30 44-ФЗ (Примечание: это преимущества для предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций);

7) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 (Примечание: это наличие у участника необходимых допусков, лицензий и т.д.), частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки);

8) условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении ЭА не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в ЕИС указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем 15 дней (если НМЦК > 3 млн. руб.) или не менее чем 7 дней (если НМЦК < 3 млн. руб.).

Важно: В случае внесения заказчиком изменений в извещение, изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается.

Отмена процедуры проведения электронного аукциона

Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ заказчик вправе отменить процедуру проведения ЭА по одному и более лоту не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене процедуры проведения ЭА обязан внести соответствующие изменения в план-график.

Решение об отмене процедуры проведения электронного аукциона размещается в ЕИС в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки. Процедура проведения ЭА считается отмененной с момента размещения решения о его отмене в ЕИС.

Документация об электронном аукционе

Документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 44-ФЗ, в том числе обоснование НМЦК;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению (Примечание: не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе);

3) дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

4) дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;

5) дату проведения такого аукциона;

6) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ и используемого при оплате контракта;

8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;

9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями 44-ФЗ;

10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта;

11) срок, в течение которого победитель аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт;

12) условия признания победителя аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;

13) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;

14) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 26 статьи 95 44-ФЗ;

15) требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требования о наличии у участника необходимых лицензий, допусков СРО, требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), а также дополнительные требования, установленные Правительством РФ);

16) проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Важно: Документация об ЭА НЕ МОЖЕТ содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе. Что это означает? Заказчик вправе приложить рекомендуемую форму заявки, однако если участник аукциона представит заказчику заявку по иной форме, это не будет являться основанием для отклонения заявки участника.

Информационная карта электронного аукциона

Информационная карта ЭА «сердце аукционной документации» представляет собой, как правило, сводную таблицу с основными данными (выдержками) о проводимой закупке. Если информация, содержащаяся в информационной карте, имеет разночтение с данными, указанными в общей части аукционной документации, то руководствоваться необходимо той информацией, что указана в информационной карте.

На рисунке ниже показан фрагмент информационной карты электронного аукциона.

информационная карта электронного аукциона

Более подробно узнать о других частях аукционной документации можно из статьи про состав документации о проводимой закупке.

Требования к участникам электронного аукциона

Согласно требованиям п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником ЭА может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования к участникам электронного аукциона устанавливаются в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требования о наличии у участника необходимых лицензий, допусков СРО, требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), а также дополнительные требования, установленные Правительством РФ).

Общие требования ко всем участникам закупок установлены в ст. 31 44-ФЗ.

Более подробно узнать о требованиях к участникам закупки вы сможете здесь.

Заявка на участие в электронном аукционе

заявка на участие в электронном аукционе

Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей: первой и второй частей заявки.

Содержание первой части заявки (иногда её называют “Форма 2”) зависит от предмета контракта (товар или работы, услуги), а также от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средства индивидуализации.

Требования к содержанию первой части заявки установлены нормами частей 3, 4 статьи 66 44-ФЗ. Содержание первой части заявки различается в зависимости от того, имеется ли в документации указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара (далее – товарный знак).

Ниже я привел таблицу с информацией о том, что должно содержаться в первой части заявки в зависимости от предмета контракта:

содержание первой части заявки

Самой большой проблемой для 90% участников закупок является отклонение их заявок на этапе рассмотрения заказчиком 1-ой части заявки. По сути, первая часть заявки для заказчика является основным инструментом лоббирования «своего» поставщика (подрядчика).

Для того чтобы избежать ошибок при подготовке участниками первой части заявки, я подготовил подробное практическое руководство, которое называется “Пробивная заявка. Получи допуск к любому аукциону”. Узнать больше о данном руководстве можно здесь.

Вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование (Ф.И.О), место нахождения (место жительства), контактные данные,  ИНН участника аукциона или аналог ИНН участника аукциона (для иностранного лица), ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ;

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об ЭА (Примечание: при этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром);

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения;

5) документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ, или копии этих документов (Примечание: преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций инвалидов);

6) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, или копии этих документов (Примечание: применение национального режима при осуществлении закупок);

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 44-ФЗ.

Важно:

  • Требовать от участника ЭА предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и 5 ст. 66 44-ФЗ документов и информации, не допускается;
  • Участник ЭА вправе подать заявку на участие в аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до даты и времени окончания срока подачи на участие в аукционе заявок (Примечание: дата и время окончания подачи заявок указаны по местному времени организации, осуществляющей закупку, помните об этом, подавая свою заявку);
  • Заявка на участие в электронном аукционе подается участником аукциона оператору электронной площадки в форме 2-х электронных документов одновременно;
  • В течение одного часа с момента получения заявки на участие в ЭА оператор электронной площадки обязан присвоить ей порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей порядкового номера (либо возвращает заявку участнику по причинам, указанным в п.п. 1-5 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ;
  • Участник ЭА, подавший заявку на участие в аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

Случаи возврата заявки участнику оператором электронной площадки:

1) заявка подана с нарушением требований, предусмотренных ч.2 ст. 60 44-ФЗ (Примечание: документы заявки не подписаны электронной подписью);

2) одним участником аукциона подано две и более заявки на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны (Примечание: в указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в аукционе);

3) заявка участника получена после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

4) заявка от участника аукциона получена с нарушением положений ч. 14 ст. 61 44-ФЗ (Примечание: срок аккредитации участника на площадке истекает менее чем через 3-и месяца);

5) отсутствие на лицевом счете участника, подавшего заявку на участие в аукционе, денежных средств в размере обеспечения заявки, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с 44-ФЗ.

Процедура электронного аукциона по 44-ФЗ

процедура электронного аукциона по 44-ФЗ

В этой части статьи мы с вами рассмотрим порядок участия в электронном аукционе непосредственно на самой электронной площадке.

И так, в ЭА могут участвовать только аккредитованные и допущенные к участию в таком аукционе участники (после рассмотрения первых частей заявок). Думаю, это понятно.

Сам же аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении день (Примечание: днем проведения ЭА является рабочий день, следующий после истечения 2-х дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе).

Важно: Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.

Аукцион проводится путем снижения участниками аукциона НМЦК, указанной в извещении.  Величина снижения НМЦК (далее — «шаг аукциона») составляет от 0,5% до 5% НМЦК. При проведении ЭА его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона».

Требования к ценовым предложениям участников аукциона:

1) участник аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта:

  • равное ранее поданному им же предложению;
  • большее чем ранее поданное предложение;
  • равное нулю;

2) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;

3) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона (Примечание: это означает, что нельзя снижать свою цену, если она на данный момент лучшая).

В случае если участником ЭА предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.

Примечание: Если в ходе ЭА вы случайно подадите предложение, не соответствующее выше установленным требованиям, то сильно не пугайтесь, т.к. оно просто не будет принято оператором. Соответственно вы сможете скорректировать свое предложение и подать его заново.

Все ценовые предложения поданные участниками ЭА, а также время поступления этих предложений фиксируется на электронной площадке в ходе проведения аукциона.

При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.

В течение 10 минут с момента завершения ЭА любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от «шага аукциона», с учетом требований 1 и 3, которые указаны выше в разделе “Требования к ценовым предложениям участников аукциона”.

В течение 30 минут после завершения ЭА оператор размещает на электронной площадке протокол проведения электронного аукциона.

В протоколе проведения ЭА указываются:

  • адрес электронной площадки;
  • дата, время начала и окончания такого аукциона;
  • НМЦК;
  • все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.

В течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения ЭА оператор электронной площадки направляет заказчику указанный протокол и вторые части заявок участников, а также направляет соответствующие уведомления участникам, чьи вторые части заявок были переданы заказчику на рассмотрение.

Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения ЭА, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 44-ФЗ, независимо от времени окончания такого аукциона.

Для лучшего усвоения информации, предлагаю вам посмотреть небольшое видео по участию в ЭА на электронной площадке “Сбербанк-АСТ”:

Сколько длится электронный аукцион?

Многие участники закупок интересуются, сколько по времени может продлиться процедура электронного аукциона. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку все зависит от конкретно взятого аукциона, от НМЦК, от количества участников, допущенных до участия в аукционе, и от тех шагов аукциона, которые они используют в ходе участия.

Минимальный срок проведения ЭА составляет — 10 минут. Это в том случае, когда участниками не подано ни одного ценового предложения.

Согласно ч. 11 ст. 68 44-ФЗ при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.

Максимальный же срок проведения ЭА может составлять до нескольких суток. Это может произойти в том случае, когда участниками достигнута цена контракта составляющая 0,5% НМЦК или ниже. И затем аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта (ч.23 ст.68 44-ФЗ). Однако на практике такие аукционы встречаются редко. В среднем же электронный аукцион длится 1-1,5 часа.

Как узнать участников электронного аукциона?

Меня часто спрашивают о том, можно ли узнать информацию об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Отвечу что можно, только подкупив оператора электронной площадки, но это незаконно. Тогда возникает следующий вопрос. Есть ли законные способы узнать информацию об участниках электронного аукциона? Да, есть. Они не достаточно точны, но с большой долей вероятности позволяют спрогнозировать, какие поставщики будут принимать участие в том или ином аукционе. По этой теме я написал отдельную развернутую статью, ознакомиться с которой вы сможете здесь.

Признание электронного аукциона по 44-ФЗ несостоявшимся

признание электронного аукциона по 44-ФЗ несостоявшимся

Ниже приведены случаи, в которых аукцион в электронной форме по 44-ФЗ признается несостоявшимся.

  1. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в ЭА подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66).
  2. В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в ЭА аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 8 ст. 67).
  3. В случае, если в течение 10 минут после начала проведения ЭА ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 20 ст. 68).
  4. В случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об ЭА, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 13 ст. 69).
  5. В случае, если второй участник (при уклонении победителя ЭА от заключения контракта с заказчиком) не предоставил заказчику в установленный срок подписанных проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, электронный аукцион признается несостоявшимся (ч.15 ст. 70).

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Согласно ч. 9 ст. 70 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта.

В течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. В протоколе разногласий победитель указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

В течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем в ЕИС протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС доработанный проект контракта, либо повторно размещает в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. (Примечание: При этом размещение в ЕИС заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в ЕИС протокол разногласий не позднее чем в течение 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов).

В течение 3 рабочих дней с даты размещения заказчиком в ЕИС документов (доработанного проекта контракта, либо первоначального проекта контракта + документа о причинах отказа) победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанные усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, или повторный протокол разногласий.

В течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью победителя, заказчик обязан разместить в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью контракт.

С момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта, он считается заключенным.

Для удобства восприятия информации и лучшего понимания процедуры подписания контракта ниже я разместил схему, взятую из Методических разъяснений Минэкономразвития России.

заключение контракта по результатам электронного аукциона

Случаи признания победителя электронного аукциона уклонившемся от заключения контракта:

  1. если победитель в установленные ст. 70 44-ФЗ сроки не направил заказчику подписанный проект контракта;
  2. если победитель направил заказчику протокол разногласий по истечении 13-ти дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона;
  3. если победитель не исполнил антидемпинговые требования, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ (в случае снижения цены контракта на 25% и более от НМЦК).

Антидемпинговые требования

В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на 25% и более от НМЦК, победитель такого аукциона предоставляет:

  • обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 44-ФЗ (если НМЦК > 15 млн. руб.); обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные ч. 2 ст. 37 44-ФЗ (если НМЦК < 15 млн. руб.);
  • обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Более подробно узнать про антидемпинговые меры в 44-ФЗ вы сможете из моей специальной статьи.

Для того чтобы лучше закрепить материал статьи, предлагаю вам посмотреть следующее небольшое видео, где приведены наглядные схемы участия в ЭА.

На этом моя статья по участию в электронных аукционах по 44-ФЗ подошла к концу. Ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями и коллегами. Если же после изучения материала у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях.

До встречи в новых статьях!

banner-oshibki

Поделиться с друзьями в соц. сетях:

  • Алан Плиев says:

    Здравствуйте. Выиграли аукцион, но есть проблемы…Заказчик требует Б.Г. на срок гарантийных обязательств 48 месяцев,плюс 6 месяцев. Правомерно ли такое требование?И еще, в аукционной документации есть пункт…В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта. Как это можно использовать в свою пользу? Проблема в том, что такая долгосрочная Б.Г. будет стоить очень дорого, а у нас заработок не такой большой, что бы платить за Б,Г.

    • Евгений Бобышев says:

      Алан, мнения специалистов по поводу правомерности такого требования расходятся. Самым адекватным, на мой взгляд, является мнение Министерства финансов РФ, озвученное в письме N 02-02-07/32132 от 2 июля 2014 г. Ниже привожу текст письма:

      МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ПИСЬМО
      от 2 июля 2014 г. N 02-02-07/32132

      Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросу включения в документацию о закупке условия о включении гарантийных обязательств в срок действия банковской гарантии и сообщает следующее.
      В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ) закупка товаров, работ, услуг завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
      Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные контрактом, могут включать в себя гарантийные обязательства. Указанные положения корреспондируют с нормами статей 470, 722, 755 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми договор может включать требования о предоставлении гарантии качества товара, работы.
      В этой связи Департамент полагает, что требования о предоставлении гарантии качества по предмету контракта, а также обеспечение указанной гарантии могут быть включены в проект контракта.
      Необходимо отметить, что Федеральный закон N 44-ФЗ устанавливает нормы об обеспечении исполнения исключительно основного обязательства по контракту. В этой связи заказчик не вправе отказать в заключении контракта при отсутствии обеспечения гарантийного обязательства.
      В соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом срок действия банковской гарантии, обеспечивающей исполнение основного обязательства по контракту, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
      Обращаем внимание, что Федеральный закон N 44-ФЗ не регламентирует правоотношения по обеспечению гарантийных обязательств, возникающих после исполнения основного обязательства по контракту.
      В этой связи, по мнению Департамента, документация о закупке может включать требование о предоставлении гарантии качества и ее обеспечении. При этом заказчик вправе определить способ обеспечения обязательств в соответствии с главой 23 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае если таким способом является предоставление банковской гарантии, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить банковскую гарантию, обеспечивающую как основное, так и гарантийное обязательство.
      Такая гарантия в части основного обязательства должна соответствовать требованиям, установленным статьей 45 Федерального закона N 44-ФЗ, требования гарантии в части гарантийных обязательств могут быть определены заказчиком в документации о закупке, проекте контракта.

      Директор Департамента
      бюджетной методологии
      С.В.РОМАНОВ
      02.07.2014

  • NarkoDisp09 says:

    Большое спасибо за подпробное описания процесса проведения ЭА !!!

  • Юля says:

    Суперпомощь в изучении процедуры торгов!!!

  • Игорь says:

    Добрый день! Я так понял, выиграл аукцион — контракт распечатал, подписал, отсканировал, прикрепил к нему бг и отправил. Или не обязательно подписывать?

    • Евгений Бобышев says:

      Игорь, контракт не нужно распечатывать. Он, как и банковская гарантия, подписывается электронной подписью и отправляется Заказчику через электронную площадку.

  • Irina says:

    Здравствуйте! Необходима помощь. Кому известно сколько длится срок решения на одобрение крупных сделок в некоммерческой организации. Спасибо!

    • Евгений Бобышев says:

      Ирина, срок принятия подобных решений зависит только от Вашей организации. Кто-то принимает решение за 1 минуту, а кому-то нужно несколько дней.

  • Виктория says:

    Добрый вечер! Подскажите,пожалуйста, правомерны ли действия Заказчика в случае:
    ГБУ МО  «ХХХ» на сайте закупки.гов. объявило открытый аукцион в электронной форме среди СМП на право заключения договора на оказание услуг по мойке автотранспортных средств Заказчика в рамках 44-ФЗ.. В Технической части документации,помимо детального описания состава самой услуги,Заказчик указал УДАЛЕННОСТЬ Исполнителя от указанного места стоянки автотранспорта Заказчика,а так же выдвинул условия наличия ПУНКТА ОХРАНЫ ПРИ ВЪЕЗДЕ НА ТЕРРИТОРИЮ ИСПОЛНИТЕЛЯ. На мой взгляд, Исполнитель может обеспечить видеонаблюдение на своей территории, сохранность имущества Заказчика на своей территории, но никак не может обеспечить пункт охраны при въезде на территорию. То есть,практически,пункт охраны,по требованию Заказчика,должен находиться при въезде,соответственно,ВНЕ территории Исполнителя. Я,как Исполнитель,соответственно,не могу обеспечить исполнение данного требования. Более того, Заказчик выдвинул условие наличия у Исполнителя системы контроля и управления доступом (СКУД). По информации,которая была найдена мной в сети Интернет, данное условие не является объективным и влечет за собой ограничение конкуренции. Далее,в одном пункте Заказчик требует максимального времени ожидания обслуживания -5 мин. В пункте ниже,указывает,что прием автотранспорта производится в порядке общей очереди. Соответственно,прослеживается накладка требований. Прошу Вас разъяснить:
    1. Насколько правомерно указывать удаленность Исполнителя от места стоянки Заказчика;
    2. указывать наличие поста охраны при въезде на территорию Исполнителя;
    3. требовать наличия системы контроля и управления доступом;
    4. и насколько допустима накладка требований в пунктах,указывающих на время ожидания обслуживания.

    • Евгений Бобышев says:

      Виктория, спасибо за вопрос. По поводу первого пункта (удаленность Исполнителя) на мой взгляд, никакого ограничения конкуренции нет. Поскольку это нормальное требование и Заказчик легко его сможет обосновать в любой инстанции. Зачем Заказчику пользоваться автомойкой в другом конце города, если в радиусе 1-2 км у него есть 10 автомоек? Второй и третий пункт больше похожи на заточку под «своего» участника. Вам должно быть известно, какие автомойки в Вашем городе (регионе) отвечают данным требованиям. Наверняка такие есть. И если это всего 1-2 автомойки, то ограничение конкуренции очевидно. Последний (4-й пункт) может быть технической накладкой. В данном случае необходимо направить Заказчику запрос на разъяснение положений документации относительно этого момента.

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*