Антикризисные меры в госзакупках 2022: что участникам и заказчикам нужно о них знать?

Не успели мы привыкнуть к масштабным изменениям по 44-ФЗ, вступившим в силу 1 января 2022 года, как приходится разбираться в новых изменениях законодательства.

В свете последних событий, происходящих на границе России, в срочном порядке были разработаны новые меры по преодолению кризиса и западного давления санкциями в сфере закупок. С 08.03.2022 года начали действовать поправки в 44-ФЗ «О контрактной системе закупок…», внесенные 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». План статьи намечен, давайте пройдемся по всем его пунктам.

Содержание:

1. Общие изменения в 44-ФЗ
2. Изменения по закупкам медицинской отрасли
3. Изменения в закупках в сфере градостроения
4. Как свести риски к минимуму?
5. Резюме

1. Общие изменения в 44-ФЗ

Разрешили менять существенные условия в контрактах

Согласно новой части 65.1 ст.112 44-ФЗ если контракт подписан заказчиком и поставщиком до 01.01.2023 года, то допускается изменение его существенных условий (п.4 ст.8 46-ФЗ). Для этого должны быть выполнены условия:

  • невозможно выполнить обязательства по контракту, т.к. возникли независящие от сторон обстоятельства;
  • соблюдаются условия ч.1.3 – 1.6 ст.95 44-ФЗ, а также Правительством РФ, главой субъекта РФ или местной администрацией вынесено соответствующее решение.

Возможность корректировать существенные условия контрактов позволит сторонам закупочного процесса обходить имеющиеся риски, связанные с внезапным повышением цен на товары, изменениями на валютном рынке, включением в РНП, доведением спорных ситуаций до судебных инстанций. Введенная мера нацелена на удержание поставщиков и исполнителей в закупках, уменьшение для них финансовой нагрузки, неисполнение обязательств по контрактам, снижение конкурентной борьбы.

Избавили поставщиков от штрафов и неустоек

Согласно новой части 9.1 ст.34 44-ФЗ случаи и порядок списания начисленных исполнителям неустоек оставило за собой право определять и устанавливать Правительство РФ. Мера действует в отношении неустоек, которые не списал заказчик из-за ненадлежащим образом исполненных по контракту обязательств.

Таким образом, участники получают защитный механизм и возможность обходить независящие от них ситуации, такие как введение санкций зарубежными компаниями, сложности по доставкам партий товаров, подорожание продукции, непредсказуемые проявления на рынке. Аналогичные меры применялись и во время пандемии.

Изменения от 10.03.2022 года в Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 г. № 783 сделали порядок списания штрафов с исполнителей бессрочным, если они из-за западных санкций не смогли исполнить контракт. Это касается всех контрактов, независимо от даты их подписания и произошедших нарушений.

Списанию подлежат исключительно начисленные и неуплаченные штрафы. Если исполнитель погасил неустойку, то уже нельзя ее списать или вернуть. Но шансы еще есть, если заказчик удержал неустойку. Об этом свидетельствует Дело № А55-26467/2017.

Как действовать, если контракт исполнен не в полном объеме или не исполнен из-за санкций:

  1. Исполнитель пишет письмо заказчику с просьбой списать неустойку. Хотя списание — это и прерогатива заказчиков, но они сами не всегда это делают.
  2. Стороны оформляют акт сверки по начисленным и неоплаченным неустойкам. Неустойка не будет аннулирована, если исполнитель не подтвердил ее.
  3. Исполнитель направляет заказчику в письменном виде обоснование причин, по которым ему не удалось выполнить обязательства. При наличии сопровождает обоснование подтверждающей документацией. Также при наличии прикладывает акт приемки или аналог.

Практика периода пандемии показала, что письма без сопроводительных документов не сработают. Поэтому не пренебрегайте сбором доказательной базы: почему не удалось выполнить работы по контракту, например, сравнение расценок на товары до и после санкций, письма логистических организаций и производителей, заключение Торгово-промышленной палаты (ТПП), письма и акты муниципалитетов.

Установили новые случаи и порядок взаимодействия с единственным поставщиком

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 установлены дополнительные случаи и порядок осуществления закупок у единственного поставщика, изложенные в ч.1 ст.93 44-ФЗ – заказчики вправе привлекать единственных поставщиков для приобретения у них товаров, работ или услуг для нужд федерального, регионального, муниципального значения, установленных соответствующим актом. Норматив действует до конца 2022 года.

Дополнили правила нацрежима

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.02.2022 № 201 приравняли к российским товары из признанных республик – ДНР и ЛНР, произведенные на их территории. В отношении этих товаров применяются нормы ст.14 44-ФЗ о национальном режиме. Минфин в Приказе от 05.03.2022 № 30н утвердил коррективы, внесенные в Приказ № 126н. Порядок допуска распространяется на товары из установленного перечня. 

Продлили сроки лицензий и упростили их получение

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 Правительство на 1 год продлило действие лицензий для организаций, чья деятельность подлежит лицензированию и получению специальных разрешений (ч.1 ст.31 44-ФЗ), действие которых заканчивается в период 12 марта — 31 декабря 2022 года.

Правительство РФ имеет право продлевать лицензии и спецразрешения, срок действия которых подошел к концу раньше, чем начало действовать Постановление (п.2 Постановления № 353).

Если срок, до которого организации нужно было получить лицензию, выпал на 2022 год, то он переносится на 1 год (п.3 Постановления № 353).

Органы власти, госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» наделены правом упрощать получение необходимых документов в зависимости от профиля лицензируемой деятельности. Например, упростить процедуру получения и продления лицензий, уменьшить список необходимых для оформления и переоформления документов. Полностью с полномочиями властей и госкорпораций можете ознакомиться в п.4 Постановления № 353.

Заказчикам по 223-ФЗ, оказавшимся под санкциями, разрешили не публиковать в ЕИС данные о закупках и победителях

В Постановлении РФ от 06.03.2022 № 301 сообщается, что заказчики при осуществлении процедур по 223-ФЗ могут не вносить информацию о победителях в ЕИС, если недружественные государства использовали против них (заказчиков) санкции или меры ограничительного характера. Это относится и к кредитным организациям, если санкции и ограничения направлены на представителей, которые осуществляют контроль этих кредитных организаций.

2. Изменения по закупкам медицинской отрасли

Если закупки проводятся способом электронного запроса котировок, то на отдельные виды медицинских изделий могут быть увеличены НМЦ контракта и годовой объем таких процедур (Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 297 – действует до 1 августа 2022 года).

Обновлен п.1 ч.10 ст.24 44-ФЗ, на основании которого медицинские организации вправе приобретать необходимые им изделия по упрощенному и более быстрому алгоритму, используя запрос котировок в электронном виде.

Расширение закупок у единственного поставщика

По решению учредителя медицинские учреждения получили возможность проводить закупки лекарств, комплектующих, «расходников» у единственного российского поставщика либо у государств, не состоящих в списке недружественных стран, которые не применяли санкции в отношении нашей страны. Список недружественных стран установлен Правительством РФ в Распоряжении от 05.03.2022 г. № 430-р.

Изменения:

  1. Лимит на годовой объем таких процедур:
  • до 50 млн. руб. – для лекарств и расходных материалов;
  • до 250 млн. руб. – для медицинских изделий (добавлен новый пункт 5.1 в ч.1 ст.93 44-ФЗ).
  1. Фондом социального страхования могут осуществляться электронные закупки у единственного поставщика технических средств реабилитации и услуг (п.5.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ).
  2. Выросла максимальная цена закупки лекарств для 1-го пациента у единственного поставщика до 1,5 млн. руб. при вынесенном врачебной комиссией решении (п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ).
  3. В соответствующий Реестр единственных поставщиков будут добавлены производители лекарств и медицинских изделий, не имеющих аналоговых заменителей, а также российские единственные поставщики и едпоставщики из стран, которые не применили против РФ санкционного давления (п.28.1 ч.1 ст.93 44-ФЗ).

Важный момент! Новые пункты – 5.1, 5.2 и 28.1 действуют до 08.03.2024 года.

3. Изменения в закупках в сфере градостроения

Градостроение попадает под контроль отдельных законов

Добавлена новая статья 10.18 в 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». В ней сообщается, что сфера градостроения будет контролироваться отдельными законами на федеральном уровне. Похожие меры действовали и во время пандемии, чтобы вывести экономику страны из падения. 

В 2022 году Правительство РФ получило право определять порядок и случаи изменения строительных контрактов

Санкционные атаки со стороны Запада привели к повышению расценок на строительные материалы, оборудование. В закупках возникла необходимость пересматривать цены, указанные в договорах, предметом которых являются строительство и реконструкция. Правила по такому пересмотру подробно освещаются Министерством строительства и ЖКХ в Письме № от 01.03.2022 г. № 7797-ИФ/09.

В Письме установлены случаи и перечислена нормативно-правовая база, на основании чего цена контракта может быть увеличена. Помимо прочего, стоимость контрактов по 223-ФЗ необходимо пересматривать с учетом пунктов Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 г. № 1315.

Также законодатели установили алгоритм пересмотра цен комплексных контрактов, предметом которых являются не только строительная деятельность и работы по реконструкции, но и проектная и изыскательная деятельность.

Право членов саморегулируемой организации (СРО) на получение от нее займов 

Компании, состоящие в СРО, вправе запрашивать займы в организации из ее компенсационного фонда до конца 2022 года. Совокупный объем займов не должен быть более 50% от всего объема денег в фонде.

Требования к участникам СРО устанавливаются Правительством для получения таких займов, цели займа, лимит на выдачу для одной организации, процентную ставку и сроки, а также контроль за целевым расходованием полученных средств.

4. Как свести риски к минимуму?

Пока еще не выработано четких алгоритмов по минимизации рисков, но будем основываться на опыте наших коллег, которые столкнулись с трудностями в новой экономической обстановке.

Останавливаемся на надежных закупках

Вы должны быть уверены в выбранной для участия процедуре. Лучше всего посмотреть в сторону закупок товаров российского производства или приравненным к ним товарам (из стран ЕАЭС, например).

Постройте логистическую цепочку, предусмотрев закрытие границ. При расчете поставок берите сроки отгрузки с запасом.

Сейчас более надежными считаются закупки с рублевыми взаиморасчетами, их легче спрогнозировать, в отличие от валютных.

Анализируем заказчиков и контрагентов

Не забывайте про важный этап – анализ заказчика: рассматривались ли по нему арбитражные дела, сотрудничает ли с зарубежными компаниями, с кем чаще всего заключает контракты и по какой стоимости.

Участвуйте в закупках по 223-ФЗ: по ним есть больше возможностей изменить условия контрактов по соглашению сторон, чем по 44-ФЗ.

Если вы закупаетесь только у одного производителя, то это может быть чревато последствиями: закрылось производство, обанкротился, резко повысил цены. Поэтому нужно иметь в багаже выходы на нескольких производителей.

Исключаем потенциальные ошибки

Если в извещении или закупочной документации вам что-либо непонятно, то свяжитесь с заказчиком через запрос разъяснений и уточните неясные моменты: характеристики ТЗ, проект контракта.

Указывайте условия по форс-мажору, если это возможно.

Заранее проверяйте исправность площадок и порталов перед непосредственным участием в электронных торгах.

Продумываем защиту

Если видите, что не удается исполнить обязательства, то для защиты пробуйте сослаться на форс-мажорные обстоятельства – повлияли санкции, перекрыли границы и т.д.

5. Резюме

Просесть может все, что угодно, и в любое время – бизнес, продажи, поставки, производство. Тендерные продажи – не исключение, но в них ситуация находится под особенным контролем. Несмотря на нестабильность в сегодняшней экономике, Правительство активно разрабатывает меры и поправки в законах, которые помогут преодолеть кризис и упростить некоторые этапы участия и проведения закупок.

Сейчас компании и предприниматели начинают смотреть в сторону тендерных продаж, т.к. это регулируемая сфера. Как показывает опыт последних 15 лет, государство всегда выделяло деньги на проведение закупок, а в сложные времена их всегда выделялось даже больше.

Следовательно, участвуя в закупках, можно не волноваться, что с вами не расплатятся или партнер пропадет. Вы взаимодействуете с государственными организациями, которые получают финансирование из бюджета страны.

На этом моя статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях. Буду рад на них ответить.

Ссылка на основную публикацию