Преференции по 44-ФЗ: что это значит и кто может ими воспользоваться?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Наверняка, вы прекрасно понимаете смысл термина преференция. Это определенное преимущество или льгота, которая предоставляется кому-либо. Такие преимущества могут предоставляться государствам, предприятиям или организациям для поддержки определенных видов деятельности. В 44-ФЗ также предусмотрен ряд преференций, о которых пойдет речь ниже в этой статье. Мы подробно разберемся с тем, что это за преимущества и кто ими может воспользоваться. Итак, давайте начнем…

Содержание:

1. Преференция: что это значит по 44-ФЗ? 
2. Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ
3. Преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ
4. Преференции УИС по 44-ФЗ

1. Преференция: что это значит по 44-ФЗ?

Цель Федерального закона № 44-ФЗ заключается не только в создании открытой и конкурентной среды при проведении госзакупок, но и в поддержке определенных категорий поставщиков, которые в этих закупках участвуют.

Согласно требований 44-ФЗ льготные условия предусмотрены для 3-х категорий участников:

1 категория — субъекты малого предпринимательства (сокращенно — СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) (ст.30 44-ФЗ);

2 категория — учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС) (ст.28 44-ФЗ);

3 категория — организации инвалидов (ст.29 44-ФЗ).

Давайте теперь более подробно рассмотрим, какие преференции предусмотрены для каждой категории участников.

2. Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем рассказывать о преимуществах для СМП и СОНКО, установленных 44-ФЗ, предлагаю детально разобраться с тем, что это за участники и каким требованиям они должны соответствовать.

Субъекты малого предпринимательства (СМП) должны отвечать требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Во-первых, доля РФ в уставном капитале СМП должна быть не более 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не являющихся СМСП) в уставном капитале должна быть не более 49%.

Во-вторых, средняя численность работников СМП не должна превышать 100 человек включительно.

В-третьих, выручка без НДС или балансовая стоимость активов не должна превышать 800 млн. рублей (Примечание: Предельные значения дохода определены Постановлением Правительства РФ № 265 от 04.04.2016 года).

С субъектами малого предпринимательства мы разобрались, идем дальше…

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) — организации в формах, предусмотренных Главой II Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (за исключением госкорпораций, госкомпаний и политических партий). 

Данные организации должны осуществлять деятельность, перечисленную в статье 31.1 Закона № 7-ФЗ:

  • социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  • оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  • и т.д. (всего 18 видов деятельности).

Теперь давайте рассмотрим преимущества, которые установлены 44-ФЗ для данных категорий участников. 

Объем закупок

Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок (СГОЗ). При этом начальная максимальная цена (НМЦК) таких закупок не должна превышать 20 млн. рублей (ч.1 ст.30 44-ФЗ). 

Важный момент: Участники, не относящиеся к данной категории, принимать участие в закупках не могут.

Также для Заказчиков статьей 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП и СОНКО.

Согласно ч.11 ст.7.30 КоАП РФ осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у СМП, СОНКО в размере менее размера, предусмотренного законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей.

СМП и СОНКО на субподряде

Заказчик при проведении закупки ВПРАВЕ установить в извещении требование к поставщику, не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО (ч.5 ст.30 44-ФЗ).

Сокращенные сроки оплаты по контракту

Если закупка проводится только среди СМП и СОНКО, то в контракт включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в срок не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 44-ФЗ). Для остальных закупок (не для СМП и СОНКО) этот срок составляет не более 30 календарных дней.

Размер ОИК рассчитывается от предложенной цены

В случае заключения контракта по итогам проведенной закупки среди СМП и СОНКО размер обеспечения исполнения контракта (сокращенно — ОИК), в том числе предоставляемого с учетом антидемпинговых мер, устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). Во всех остальных закупках размер ОИК устанавливается от НМЦК, а не от предложенной цены победителя.

ОИК можно не предоставлять

Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки среди СМП и СОНКО освобождается от предоставления ОИК, в том числе с учетом антидемпинговых мер, в случае предоставления таким участником информации о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ). 

Что это значит? Это значит, что если у участника (СМП, СОНКО) есть 3 исполненных контракта по 44-ФЗ за последние 3 года, по которым не начислялись штрафы и пени, то он может предоставить информацию об этих контрактах Заказчику и не предоставлять обеспечение исполнения контракта. Главное, чтобы суммарно цена этих трех контрактов была не менее НМЦК той закупки, в которой он победил.

Для удобства проверки и предоставления подобной информации есть отличный сервис, который в считанные секунды позволяет определить, нужно ли вам предоставлять ОИК Заказчику по конкретной закупке или нет.

Действия по проверке очень просты:

  1. Вы переходите по ссылке;
  2. В открывшемся окне вводите ваш ИНН и реестровый номер закупки, в которой вы победили;
  3. Нажимаете по кнопке “Проверить”;
  4. Получаете информацию по исполненным контрактам;
  5. Копируете полученную информацию на площадку при подписании контракта или готовите информационное письмо (в свободной форме) для предоставления Заказчику.

Уменьшенные размеры штрафов

Размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (определенного по итогам закупки среди СМП и СОНКО) обязательств по контракту устанавливается в размере 1% цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей (п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. ).

При проведении закупок на общих основаниях штрафы значительно больше (См. п.3 ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.):

Размеры штрафов

3. Преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ

При проведении закупок, за исключением закупок у единственного поставщика, Заказчик ОБЯЗАН предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг (ч.3 ст.29 44-ФЗ).

Перечень таких товаров (работ, услуг) установлен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги» (вместе с «Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги»).

Организации инвалидов — общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов) и организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов (ст. 29 44-ФЗ).

Критерии отнесения организаций к организациям инвалидов

Общероссийские общественные организации инвалидов (ОИ), их союзы: 80% членов – инвалиды

Организации, уставной (складочный) капитал которых на 100% состоит из вкладов ОИ:

— среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам – не менее 50%;

— доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Как работает преференция 15% по 44-ФЗ?

Предположим, что Заказчиком проводится закупка товара из перечня ПП РФ №341 от 15.04.2014 г. и в документации установлено преимущество для организаций инвалидов в размере 15%. Начальная максимальная цена контракта 100 000 рублей.

Участник №1 (не ОИ) предложил цену — 85 000 рублей. А Участник №2 (ОИ) в своей заявке указал цену — 80 000 рублей. Участник №2 победил, так как указал цену ниже. Но поскольку Заказчиком была установлена 15% преференция для организаций инвалидов, то Участник №2 может воспользоваться своим правом и направить Заказчику требование об увеличении предложенной им цены на 15%. Таким образом контракт с Участником №2 будет заключен по цене 80 000 + 15% = 92 000 рублей.

Единственное правило в данном случае, чтобы цена, по которой будет заключен контракт с победителем, не превышала НМЦК, установленную в документации. В нашем случае это правило соблюдается, т.к. НМЦК — 100 000 рублей, а контракт с учетом преференции 15% заключен за 92 000 рублей.

Если бы Участник №2 (ОИ) победил с ценой 90 000 рублей и воспользовался бы своим правом на получение преимущества в 15%, то контракт был бы с ним заключен за 100 000 рублей, а не за 103 500 рублей (90 000 + 15%).

4. Преференции УИС по 44-ФЗ

При проведении закупок, за исключением закупок у единственного поставщика, Заказчик ОБЯЗАН предоставлять учреждениям и предприятиям УИС преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг (ч.2 ст.28 44-ФЗ).

Перечень товаров (работ, услуг) установлен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 г. № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги».

Учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы — организации из перечня, содержащегося в Постановлении Правительства РФ № 89 от 01.02.2000 г. (ред. от 22.11.2018 г.) «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему»

К таким учреждениям относятся: базы материально-технического и военного снабжения, управления строительства, образовательные учреждения и так далее.

Принцип работы преференции в 15% для учреждений УИС такой же, как в приведенном выше примере для организаций инвалидов. Отличие заключается лишь в перечне товаров (работ, услуг), который для УИС установлен ПП РФ № 89 от 01.02.2000 г.

И наконец, есть еще одна общая преференция для организаций инвалидов и учреждений УИС. Суть ее заключается в следующем.

В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ, участником закупки является учреждение или предприятие УИС либо организация инвалидов и НМЦК составляет более 20 млн. рублей, размер обеспечения заявки не может превышать 2% НМЦК (ч.17 ст.44 44-ФЗ).

Для всех остальных закупок с НМЦК более 20 млн. рублей размер обеспечения заявки устанавливается в размере от 0,5% до 5% НМЦК

Вот мы и рассмотрели с вами, какие преференции предусмотрены 44-ФЗ для участников закупок. Однако помимо рассмотренных нами преференций есть еще и статья 14 44-ФЗ, которая устанавливает преференции отечественным производителям и производителям из стран ЕАЭС но это уже тема отдельной статьи. 

На этом у меня сегодня все. Надеюсь, информация была для вас полезной. А если это так, то не поленитесь поставить лайк и поддержать статью своим голосом. Все вопросы по данной теме можете задавать ниже в комментариях, с радостью на них отвечу.

Ссылка на основную публикацию