Приветствую Вас, дорогие друзья! В сегодняшней статье хочу рассказать Вам о том, чем опасны поддельные банковские гарантии.
Хочется сразу отметить, что в настоящий момент данный вопрос очень актуальный, поскольку из имеющихся способов исполнения обеспечения контракта осталось только два: залог денежных средств и безотзывная банковская гарантия. И из перечисленных способов банковская гарантия для большинства участников размещения заказа является наиболее предпочтительной.
По этой причине участились случаи предоставления «липовых» гарантий, т.к. все мы прекрасно знаем, что спрос рождает предложение. Если организации нужно в сжатые сроки с минимальными затратами и бумажной волокитой получить необходимый документ, то обязательно найдутся десятки посредников, готовых ей в этом «помочь».
Первоначально проблему поддельных гарантий пытался решить Центральный банк Российской Федерации, который выпустил рекомендации в виде письма 111-Т для банков по раскрытию информации о выданных гарантиях.
В данном письме ЦБ РФ рекомендовал банкам размещать в сети интернет на своих официальных сайтах все необходимые контактные данные лиц, наименование внутренних структурных подразделений, которые могут подтвердить выдачу участнику банковской гарантии.
24 октября 2012 г. в Госдуму РФ был внесен законопроект о создании единого реестра банковских гарантий. Целью данного законопроекта является контроль рынка гарантий в рамках госзаказа.
Документ дополняет федеральный закон № 94-ФЗ о госзакупках новой статьей 19.2. Согласно ей, гарантия, выданная банком для обеспечения исполнения государственного контракта, вступает в силу только с момента внесения сведений о ней в указанный реестр. Заказчик может принять данную гарантию и подписать контракт с победителем торгов только после появления соответствующих сведений в реестре.
Однако на данный момент этот законопроект еще не принят, но я уверен, что в ближайшее время его все-таки примут.
Наше законодательство придерживается такой позиции, что тот участник, который представил «липовую» гарантию априори является недобросовестным. Данное утверждение не всегда верно, поскольку данный участник может быть просто обманут.
Если Вы предоставите заказчику поддельную гарантию, то с вами расторгнут договор или не заключат его вовсе, а Вы будете признаны уклонившимся от заключения контракта с последующим внесением сведений о Вашей организации в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года, что лишит Вас возможности дальнейшего участия в госзакупках.
Как этого избежать и отличить поддельную банковскую гарантию от настоящей я расскажу Вам в следующей статье.
Нормальная такая статья… ни о чем и без конкретики — но вполне безвредная… до предпоследнего абзаца.
Предпоследний абзац вызывает некое недоумение ввиду некоторого несоответствия реальной ситуации. По поводу «не заключат его вовсе» — так это если взамен поставщик не подсуетится и нормальную доверенность не предоставит.
А вот с расторжением договора — так и совсем бред. Месяца эдак три назад в арбитраже это сама лично доказала Госзаказчику. Который также считал, что если банк решил повести себя недобросовестно по отношению к поставщику, то и договор с поставщиком на этом основании можно расторгнуть.
Здравствуйте, Наталья! Вы, наверное, имели в виду банковскую гарантию, а не доверенность. Если поставщик вовремя предоставит БГ, то тогда контракт заключат, а если нет?
А по поводу расторжения договора в корне с Вами не согласен. В данной статье речь шла о том, что БГ предоставляется поставщику не самим банком, а посредником. Тут банк не несет никакой ответственности вовсе. А если у Вас есть удачный опыт арбитража, то поделитесь решением, уверен многим будет полезно. Заранее спасибо.
ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ ТОРГОВ ПОДДЕЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА В РАМКАХ ФЗ-94!!!!!
Здравствуйте, Иван! Выше в комментариях к данной статье Наталья уже приводила ссылки на судебные решения.
Естественно, имела в виду гарантию. Ваяла в этот момент доверенность. Если поставщик вовремя не предоставит иную гарантию — то не заключат и будут правы. Но Вы в статье говорите о безусловном не заключении (или мне это только померещилось?).
Далее, посредник предоставляет услуги по заключению договора банковской гарантии. Пока экспертизой не доказано, что печати и подписи банка на договоре/гарантии поддельные — извините, это проблемы и банка тоже. Попадали мне в руки такие гарантии, которые вплоть до бумаги и мельчайших подробностей оттиска печати похожи были на настоящую. Так что вполне реально, что «ноги» мошенничества растут из банка.
Расторжение госконтрактов возможно, если вкратце, исключительно по причинам, указанным в законе либо в договоре. Если в договоре прямо прописано, что предусмотрена возможность расторжения ввиду отсутствия обеспечения/выяснения незаконности гарантии — то да, возможно расторжение. (Например, прописано условие: «в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения государственного контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Поставщиком своих обязательств по государственному контракту, соответствующий Поставщик обязан в течение 10 (Десяти) банковских дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнение обязательств по контракту на тех же условиях и в том же размере, либо Заказчик вправе в судебном порядке расторгнуть контракт». Практика — напр., Дело А40-83658/2012).
Идем далее. Отсутствие банковской гарантии — это повод для не заключения госконтракта, а не для его расторжения. Это теория гражданского права, две большие разницы, пардон. Поводы для расторжения — нарушение существенных условий договора. Если самим договором не прописана существенность наличия БГ, то гражданский кодекс вместе с 94 ФЗ хоть наизнанку выверни — но банковской гарантии в списке существенных условий не найдешь… (напр., абзац последний страницы 5 Решения АС Пермского края по делу №А50-19383/2012. Данное Решение интересно как раз как практика доказывания невозможности расторжения ввиду ненадлежащей БГ, расторгли, блин, по иным основаниям).
Комментарий несколько сумбурный, но рабочий день в разгаре.
Наталья, большое спасибо Вам за развернутый комментарий и ссылки на решения. Обязательно ознакомлюсь и возьму на вооружение.
Наталья, огромное спасибо Вам за комментраий, очень пригодился!
Наталья!
наша БГ заказчику «не понравилась» )) — мы не спорим. но вопрос в какой срок Заказчик по 94ФЗ должен нас известить и сколько времени у нас, чтобы заменить БГ при заключении госконтракта?
как, так сказать, выглядит процедура отказа в заключении при «нехорошей» БГ?
Иван, что значит «не понравилась»? Согласно статьи 9 94-ФЗ Заказчик обязан составить протокол об отказе о заключении контракта. В основаниях отказа указать причину. Разместить соответствующую информацию на ООС и передать Вам один экземпляр протокола.
Вообще-то для Москвы существует специальный Регламент проверки БГ (ПП Москвы от 11 октября 2011 г. N 792-РП.)
10.2. В случае непредставления победителем торгов нового обеспечения исполнения контракта составляет акт о признании победителя торгов уклонившимся от заключения контракта. Только это основание для не заключения контракта.
Москва это государство в государстве. Вы забыли написать о пункте 10.3 «Направляет в соответствии со статьей 19 Закона о размещении заказов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, сведения о победителе торгов, уклонившемся от заключения контракта, не позднее трех дней со дня составления акта, предусмотренного пунктом 10.2 настоящего Регламента». Что говорит о том, что РНП поставщику все равно светит.
Здравствуйте, Наталья!
подскажите пожалуйста, что ждет организацию которая при заключении госкантракта не смогла предоставить Заказчику БГ? Ее в любом случае заносят в реестр недобросовестных поставщиков или нет?
Владислав, что значит не смогла? Не успели в срок предоставить БГ или же она не устроила Заказчика?