Минимальная доля закупок российских товаров по 44-ФЗ: что это за новшество и как оно работает?

В середине августа чиновники приняли поправки о квотировании государственных закупок. Изменения в 44-ФЗ вносит 249-ФЗ от 31.07.2020 г. Всего в текст закона добавлено 8 поправок, большинство из которых относится к минимальной доле закупок отечественной продукции.

Изменения коснулись статей 14, 22 и 33 44-ФЗ. Также данный федеральный закон дополнен новой статьей – 30.1.

В ходе закупок преимущества отдаются российским и евразийским производителям, а долю закупок иностранной продукции необходимо будет сократить.

В обязанности заказчика войдет заполнение еще одного дополнительного документа — ежегодного отчета. Какие именно закупки надлежит проводить, чтобы покрыть минимальный объем закупок – определит Правительство РФ. Заказчикам будет представлен перечень продукции, которую они должны будут приобретать, чтобы этот объем выполнить.

В этом вопросе следует серьезно разобраться и понять, как будут действовать заказчики в новых условиях.

Содержание:

1. Что такое квотирование?
2. На какие товары будет распространяться квотирование?
3. Как отразятся квоты на работу заказчиков?

1. Что такое квотирование?

В соответствии с ч.3 ст.14 44-ФЗ (о национальном режиме) наше государство вводит запреты и ограничения на иностранную продукцию, чтобы поддержать отечественного производителя, стабилизировать внутреннюю экономику, обеспечить безопасность страны. Для этого было принято решение о выделении квоты заказчикам на закупку товаров российских производителей. Таким образом, квотирование – это минимальный объем закупок товаров, произведенных в нашей стране.

Сколько именно будет выделяться квот — пока непонятно, но этот вопрос взят под контроль Кабинетом Министров. Соответствующий перечень, величину и возможности квотирования заказчики получат в ближайшем будущем. Эти критерии будут установлены после понимания, насколько заказчики нуждаются в тех или иных товарах, работах или услугах и в какой мере поставщики готовы выполнить эти заказы и какими ресурсами владеют для их исполнения.

Для мониторинга ситуации планируется использовать информацию с сайта Единой информационной системы (ЕИС) и государственной информационной системы промышленности (ГИСП) Минпромторга.

Объясним простыми словами. Представьте, что в нашей стране есть хороший товар и предприятие готово быстро его производить и вывести его  на массовый рынок. Но одновременно есть иностранный аналог этого продукта, который пользуется большим спросом у потребителя. Для поддержки нашего товара вводятся квоты. Нормативная база  о квотировании закупок будет действовать не только на российские товары, но и на продукцию, произведенную в государствах – членах ЕАЭС.

В мировой практике принцип квотирования известен давно. С его помощью правительство помогает развиваться различным отраслям и приводит их в надлежащее состояние. В большей мере это относится к инновационной продукции. Причем квоты выделяются не только заказчикам, но и солидным корпорациям, с которыми сотрудничает государство. С целью развития и укрепления рынка российских высоких технологий планируется выделять примерно 20% квот.

Для выполнения минимальной доли закупок по квотам заказчики должны определять НМЦ контракта с учетом особенностей, утвержденных Правительством РФ (ч.25 ст.22 44-ФЗ).

2. На какие товары будет распространяться квотирование?

Квоты будут действовать не на всю продукцию, а только на ту, где есть возможности и ресурсы для их выполнения. Национальный режим не будет относиться к закупкам, указанным в ч.7 ст.14 44-ФЗ, в случаях приобретения товаров, работ или услуг:

  1. Закупки средств разведывательной деятельности для органов внешней разведки;
  2. Закупки средств контрразведывательной деятельности и противостояния терроризму для органов ФСБ;
  3. Закупки товаров, работ, услуг органами государственной охраны для обеспечения мер по осуществлению государственной охраны. 

3. Как отразятся квоты на работу заказчиков?

Теперь при описании объекта закупки заказчики обязаны указывать характеристики отечественной продукции, в том числе включенной в перечень товаров, работ, услуг. Это условие относится к процедурам, проводимым с целью выполнения минимальной доли закупок.

Специфика проведения закупочных мероприятий для выполнения минимального объема закупок описана в ст.30.1 44-ФЗ. В статье говорится, что минимальную долю закупок и перечень товаров устанавливает Правительство РФ. Заказчики обязаны руководствоваться этим положением при проведении мероприятий, в отношении которых предусмотрены квоты.

Еще одной обязанностью заказчиков будет подготовка ежегодного отчета, который нужно заполнять до 1 апреля года, следующего за отчетным (до 1 апреля 2022 года — за 2021 год). Этот отчет необходимо подавать:

  • в ЕИС;
  • в контролирующий орган, который уполномочило Правительство, для определения, насколько заказчик справился с выполнением минимального объема закупок (в случаях, когда отчет не подлежит размещению в ЕИС, согласно ч.7 ст.30.1 44-ФЗ).

Если заказчик не смог покрыть минимальную долю закупок, то помимо отчета он обязан подготовить обоснование, по каким причинам не удалось выполнить данное условие. По аналогии с отчетом обоснование направляется в ЕИС либо в уполномоченный орган (если не подлежит размещению в ЕИС).

Правительство РФ установило требования, по которым заказчики должны оформлять отчет и обоснование:

  • к форме и содержанию отчета, порядок его заполнения и размещения в ЕИС;
  • к содержанию обоснования невозможности выполнения минимального объема закупок, порядок его заполнения и размещения в ЕИС.

Также в отношении оценки обязанности заказчика осуществления минимального объема закупок Правительство РФ разработало порядок, критерии и последствия контроля. Оценка действий заказчика возложена на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на это. Сведения будут браться из ЕИС.

Нововведение в области закупок, касающееся выделения квот, отразится на всех нормативных статьях, имеющих в той или иной степени отношение к квотированию: национальный режим, описание объекта закупки, планирование и осуществление мероприятий на территории зарубежных стран.

Ссылка на основную публикацию