В закупках встречаются контракты, исполнение которых может занять от нескольких лет до нескольких десятилетий. Как заказчику оформить рабочие взаимоотношения с поставщиком? Простой контракт для этого не подходит, так как масштабная работа состоит из нескольких этапов: проектирование, исполнение (изготовление), последующее обслуживание, включая утилизацию.
Предметом таких сложносоставных контрактов могут быть прокладывание дорожного полотна, строительство аэродромов или закупка поездов, самолетов, кораблей.
В законодательстве есть специальный термин для обозначения данного документа, регламентирующего взаимоотношения между заказчиком и исполнителем – «контракт жизненного цикла». В 2020 г. законодатели хотят использовать такие госконтракты при закупках одежды.
Какие ожидаются нововведения?
Минпромторг разработал проект Постановления Правительства, с которым можно ознакомиться на сайте www.government.ru (официальный сайт Правительства России). Министерство предлагает дополнить перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла (сокращенно – КЖЦ). В список могут внести закупки текстиля и спецодежды по следующим кодам ОКПД2:
- 92.12 — постельное белье;
- 92.13 — столовое белье;
- 12.1 — мужская спецодежда;
- 12.2 — женская спецодежда;
- 12.3 — прочая спецодежда.
Заказчики будут вправе в один контракт внести несколько этапов: помимо поставки, исполнитель должен будет подбирать, обслуживать и ремонтировать на протяжении указанного периода поставленный товар, а в конце срока службы – еще и утилизировать.
Требования к вышеназванным изделиям изложены в Постановлении правительства № 719 от 17.07.2015 г. о подтверждении производства промышленной продукции в России.
Последние изменения
Случаи заключения контракта жизненного цикла прописаны в Постановлении Правительства № 1087 от 28.11.2013 г., а в 2020 году некоторые его положения были обновлены. Данные изменения собраны в Постановлении Правительства № 800 от 01.06.2020 г. и действуют с 11 июня 2020 г.
А в январе 2020 г. Постановление № 1087 дополнено новым основанием для заключения КЖЦ.
С 11.06.2020 г.:
Расширен список случаев заключения КЖЦ в сфере дорожного хозяйства (обновлен пп. «а» п.1 ПП № 1087).
Теперь КЖЦ можно заключать на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (или отдельные дорожные участки), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью: сооружения, обеспечивающие безопасность на дороге, искусственные постройки, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а также работы по их ремонту.
До 11 июня контракт жизненного цикла по этому пункту заключался на работы по проектированию и строительству автодорог (участков дорожного полотна), включая дорожные постройки, являющиеся их технологической частью: искусственные постройки и сооружения, обеспечивающие безопасность на дороге, производственные объекты, элементы дорожного обустройства.
С 31.01.2020 г.:
Список случаев заключения контрактов жизненного цикла дополнен закупками оборудования для медицинских целей. КЖЦ заключается по следующим кодам ОКПД2:
- 60.11;
- 60.12;
- 60.13.130;
- 70.22.150;
- 50.12.000;
- 50.21.121;
- 50.21.122.
Законодательная база
В ст. 34 44-ФЗ говорится о контракте, который заключается в рамках госзакупок. В ч.16 ст.34 44-ФЗ сказано, когда заказчик вправе заключать контракт жизненного цикла. А в ч.16.1. ст.34 44-ФЗ прописано, какие работы могут быть предметом КЖЦ (в этом же пункте дается ссылка на основания и порядок заключения таких контрактов, разработанные Правительством РФ). К ним относятся работы по проектированию и строительству:
- автомобильных дорог и дорожных участков;
- инфраструктуры морских и речных портов;
- аэродромов;
- объектов коммунального хозяйства;
- инфраструктуры метро и городского общественного транспорта;
- инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- уникальных объектов капитального строительства;
- объектов капитального строительства для сферы медицинского обслуживания (в т.ч. реконструкция);
- зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т.ч. реконструкция);
- зданий для социальных нужд (в т.ч. эксплуатация);
- зданий для сферы культуры;
- объектов культурного наследия (в т.ч. реставрация).
Важный момент! Эти правила распространяются на закупки общественного транспорта для населения (вагонов метро, троллейбусы и т.д.), воздушных, морских и речных судов.
С 9 ноября 2018 г. к случаям заключения КЖЦ относятся закупки на выполнение работ по формированию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая монтаж приборов (узлов) учета, устройств, обеспечивающих сбор и контроль данных, и по созданию специальных программ, которые собирают, хранят и передают учетные данные).
А с 11 июля 2019 г. перечень случаев заключения КЖЦ дополнен закупками у единственного поставщика в рамках п.47 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Когда проводятся торги на приобретение товара, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России. Главную роль в такой закупке играет специальный инвестиционный контракт, по которому инвестором является оборонно-промышленная организация, сведения о которой включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по Постановлению Правительства № 96 от 20.02.2004 г. о сводном реестре таких организаций).
Особенности заключения КЖЦ
Порядок заключения контракта жизненного цикла, а также условия и ограничения к процедуре приведены в 44-ФЗ. Документ готовится на общих основаниях, но с соблюдением некоторых особенностей. Назовем их:
- Если контракт заключается с целью реализации федеральных нужд, то в тексте должно быть прописано условие о банковском сопровождении (п.3 Постановления правительства № 963 от 20.09.2014 г.).
- Критерием оценки заявок является не сумма контракта и дальнейшие эксплуатация и обслуживание, а общий фактор — стоимость жизненного цикла (ч.3 ст.32 44-ФЗ).
- Стоимость жизненного цикла рассчитывается в порядке, указанном в ч.3 ст.32 44-ФЗ и национальном стандарте ГОСТ Р 27.202-2012.
- Для долговременных контрактов установлены ограничения, если время исполнения работ превышает финансовый год. Эти ограничения определены бюджетным кодексом РФ (ч.2 ст.72 БК).
Нужно помнить и об особенностях контрактов, которые кроме обслуживания и эксплуатации одновременно включают в себя работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т.е. «под ключ» (согласно ч.16.1 ст.34 44-ФЗ). Для таких работ Правительство установило особый порядок (Постановление № 563 от 12.05.2017 г.). Необходимо будет соблюсти не только общие требования регламента, но и дополнительные:
- получить решение Правительства или главного распорядителя бюджетных средств для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
- получить заключение технологической и денежной оценки обоснования инвестиций в объект капстроительства;
- в тексте контракта обязательно должны быть прописаны условия, указанные в ч.4 Постановления № 563.
Примеры
На официальном сайте ЕИС есть информация о контрактах жизненного цикла по 44-ФЗ. Приведем в качестве примера одну такую закупку, способом выбора исполнителя которой является электронный аукцион.
Предмет КЖЦ — Разработка проектной и рабочей документации, реконструкция и содержание автомобильной дороги «Калининск (Саратовская область) – Жирновск – Котово – Камышин» (в границах территории Волгоградской области) км 7+440 (мост через реку Щелкан) в Жирновском муниципальном районе Волгоградской области (контракт жизненного цикла).
Номер закупки – 0129200005320001840.
Дата размещения – 05.11.2020 г.
Окончание подачи заявок – 13.11.2020 г.
Закупку разместил — Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области.
Заказчик – Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
НМЦК – 145 270 519, 62 руб.
Контракт заключен на сумму 145 270 519, 62 руб. с ООО «Рисна» (была подана единственная заявка, которая соответствовала требованиям).
Дата заключения контракта – 27.11.2020 г.
Согласно контракту ЖЦ подрядчик должен выполнить работу в несколько этапов:
- проектирование (стоимость – 8 430 221, 63 руб.);
- реконструкция автодороги (стоимость – 136 173 086, 19 руб.);
- содержание автодороги (стоимость – 667 211, 80 руб.).
Как видим, каждый этап оплачивается заказчиком отдельно, а ответственность не распыляется на несколько подрядчиков, а ложится на одного исполнителя.
Следующий пример, который мы приведем ниже, намного интереснее. Победитель торгов взял на себя обязательства по проектированию, строительству, техническому обслуживанию объекта сроком на 28 лет!
Предмет КЖЦ — Контракт жизненного цикла на выполнение комплекса работ по проектированию, строительству, последующему техническому обслуживанию объектов наружного освещения в городе Нижний Тагил.
Номер закупки – 0162300000814001059.
Дата размещения – 22.08.2014 г.
Окончание подачи заявок – 26.09.2014 г.
Закупку разместил — Муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального образования город Нижний Тагил.
Заказчик – Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства».
НМЦК – 12 497 660 670,00 руб.
Контракт заключен на сумму 9 373 245 502,50 руб. с ОАО «Производственное Объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С.Яламова».
Дата заключения контракта – 31.10.2014 г.
Срок исполнения – до 1 января 2043 года.
Во 2-ом разделе данного контракта «Цена и порядок расчетов» приведена таблица ежегодных выплат:
А в 3-ем разделе прописаны сроки, в течение которых подрядчик должен закрывать каждый этап:
Плюсы и минусы
Для заказчиков к положительным моментам при заключении контракта жизненного цикла можно отнести:
- не нужно контролировать несколько исполнителей (проектировщика, строителя, ремонтника), весь спрос будет только с одной организации, которая выполняет все этапы работ;
- повышаются шансы, что контракт не будет сорван, и работы будут исполнены в нужный срок;
- не нужно организовывать несколько закупок по разным этапам одной работы, все этапы гармонично соединены в один контракт;
- отпадает необходимость к началу работ иметь всю сумму, которую нужно заплатить. Подрядчик получает денежные средства за каждый реализованный этап отдельно. А так как работы могут растянуться на несколько лет, то и бюджет на данную закупку можно закладывать в начале каждого года;
- с помощью фиксированного размера максимальных выплат становится возможным планирование расходов.
Для организаций:
- финансовая и экономическая устойчивость;
- круглогодичная занятость сотрудников.
Но КЖЦ имеет и отрицательные стороны, к которым относятся следующие факторы:
- не всегда получается точно рассчитать стоимость работ ввиду нестабильной экономики и ценовых скачков, к тому же иногда проблематично понять, сколько каждый этап займет времени;
- исполнитель может отказаться от контракта, так как мог сам неверно рассчитать свои силы. Заказчики тоже могут произвести неверные расчеты, которые приведут к отказу от работ со стороны исполнителя;
- исполнители не всегда хотят брать на себя растянутые во времени обязательства. Гораздо охотнее они работают с элементарными поставками, а, например, дальнейшее содержание объекта их тяготит.
Несмотря на названные минусы, контракты жизненного цикла в большинстве случаев выгодны для подрядчиков. Стабильные выплаты и долговременное финансирование позволяют закрывать долговые обязательства, обеспечивают возвратность денежных средств, приносят инвестиционную прибыль.
При этом риски, связанные с окупаемостью объектов инфраструктуры, берут на себя заказчики в лице государственных или муниципальных ведомств.
Объединение сразу всех этапов жизненного цикла объекта позволяет улучшить качество работ и обеспечить последующий мониторинг.
Контракты жизненного цикла упрощают работу заказчикам при реализации масштабных проектов, обеспечивают надежное сотрудничество сторон. Исполнителей привлекает их большая стоимость, поэтому они заинтересованы в положительном результате. А это значит, что они будут стремиться выполнить работы в полном объеме и в установленный срок.