Конкурентные закупки: что это за закупки и какие виды конкурентных закупок бывают?

Конкурентные закупки проводятся заказчиками по 44-ФЗ (государственные процедуры) и 223-ФЗ (корпоративные процедуры). До торгов доходят несколько участников (не менее двух), которые соревнуются друг с другом, кто предложит наименьшую цену или самые выгодные условия. Какие закупки относятся к конкурентным, в чем особенности каждой из них, читайте в статье.

Содержание:

1. Что такое конкурентная закупка?
2. Виды конкурентных закупок
2.1 Электронный аукцион
2.2 Конкурс
2.3 Запрос котировок
2.4 Запрос предложений
3. Электронные магазины – это конкурентные закупки или нет?
4. Особенности осуществления конкурентных закупок по 223-ФЗ
4.1 Порядок проведения
4.2 Этапы торговых процедур

1. Что такое конкурентная закупка?

Конкурентной считается та закупка, в ходе которой соревнуются между собой несколько участников за возможность заключить сделку с заказчиком. Такие мероприятия проводятся заказчиками для экономии бюджетных средств и выбора самого достойного исполнителя (с опытом, деловой репутацией, техническими возможностями, необходимой квалификацией сотрудников и т.д.).

Заказчики готовятся к таким процедурам заранее: составляют планы-графики на будущий год, готовят извещения и закупочную документацию для размещения в ЕИС.

Есть и другой вид закупок – неконкурентные, которые в случае необходимости имеют право осуществлять заказчики на основании ст.93 44-ФЗ. Их отличие в том, что контракт отдается напрямую исполнителю (единственному поставщику), которого сам выбрал заказчик, руководствуясь своими потребностями. Отсюда вытекает основной плюс конкурентных процедур – экономия целевых средств, так как в ходе здравой конкуренции кандидаты снижают цену, за которую готовы исполнить обязательства по контракту.

2. Виды конкурентных закупок

Классификация конкурентных закупок описана в ст.24 44-ФЗ. Существует четыре способа выбора исполнителя на конкурентной основе.

2.1 Электронный аукцион

Электронный аукцион (или как закреплено в контрактном законодательстве – аукцион в электронной форме) – это способ выбора поставщика, который пользуется большой популярностью среди заказчиков. Если обратимся к закону, то увидим, что этому виду посвящены статьи с 59 по 71 (утратили силу статьи 60-62, 70). Такое количество информации говорит о детальной проработке этих процедур со стороны законодателей, четкий алгоритм проведения и максимальный контроль со стороны вышестоящих органов.

Электронные аукционы также понятны участникам, для них тоже подробно прописаны все этапы, указаны ясные требования, дается четкая инструкция по заполнению и подаче заявок. Единственным критерием электронного аукциона, по которому выбирается исполнитель, является цена. Кто предложит самую низкую стоимость, тот и получит контракт на исполнение. Если в процессе кто-то из кандидатов понизился до 0,5% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), то будет задействован формат – аукцион на повышение.  То есть участники начинают предлагать цену на возрастание за право заключить договор.

Аукционы делятся на открытые и закрытые. В первом случае информация о мероприятии размещается во всеобщем доступе и с ней может ознакомиться любой потенциальный участник. Основным и бесплатным сайтом, на котором заказчики публикуют все свои закупки, является сайт ЕИС. Помимо этого источника существует масса других платных и бесплатных сервисов и агрегаторов. Во втором случае сведения о закупке скрыты от посторонних компаний, когда необходимо осуществить процедуру, связанную с гостайной.

Заказчики вправе проводить электронные аукционы в ряде случаев. К обязательным случаям относятся:

  • закупка товаров, работ или услуг, входящих в спецперечень, установленный Правительством № 471-р от 21.03.2016 г.;
  • при осуществлении процедуры цена претендента – главный критерий для выбора исполнителя.

2.2 Конкурс

Если главным критерием при определении исполнителя методом проведения электронного аукциона была цена, то при проведении конкурсов учитываются условия, которые предлагают кандидаты. Они должны быть максимально выгодными и привлекательными для заказчика.

Отличительной особенностью конкурсов является использование критериев оценки заявок, которые переводятся в проценты и имеют свой порядок расчетов. Проще говоря, шансы победить возрастают у участника, который одновременно предлагает самую выгодную цену и наиболее подходящие условия (могут устанавливаться и другие критерии).

Часто заказчики в документации устанавливают требование к потенциальному исполнителю – наличие необходимой квалификации (его лично или специалистов в штате), опыт по аналогичным видам работ, деловая репутация от бывших партнеров и др. В виде процентов важный для заказчика критерий может иметь значение – 20% и более.

Как и аукционы, конкурсы бывают открытыми и закрытыми. Кроме этого, они делятся на двухэтапные и конкурсы с ограниченным участием.

Конкурс с ограниченным участием характеризуется предквалификационным отбором кандидатов, который проводит закупочная комиссия.

В конкурсе, состоящем из 2-х этапов, кандидаты могут улучшать свои предложения. А предквалификационный отбор конкурсантов осуществляется в ходе первого этапа.

Обоснованием для открытого мероприятия является выгодность условий для заказчика, которые предложил кандидат.

Конкурсы с ограниченным участием проводятся в случае необходимости приобретения технически и технологически сложных ТРУ, инновационной, высокотехнологичной и специализированной продукции (Перечень Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г.).

А вот случаи проведения двухэтапных процедур:

  • конкурс инициирован с целью реализации научно-исследовательской и проектной деятельности или экспериментальных работ;
  • для детализации параметров предмета торгов необходимо устроить обсуждение.

Проведение закрытых конкурсов заказчики обязаны согласовывать с федеральными властями, за исключением процедур, тематикой которых является гособорона и госбезопасность (ч.3 ст.84 44-ФЗ).

В 44-ФЗ конкурсам посвящен огромный информационный блок, который охватывает статьи с 48 по 58.

2.3 Запрос котировок

О запросах котировок говорится в статьях 72 – 82.1 44-ФЗ (перестали действовать ст. 80 – 82 и 82.2 – 82.6).

Запросы котировок проводятся в «бумажной» форме и электронной форме. Чаще всего электронные запросы котировок встречаются среди региональных заказчиков, где востребованы централизованные закупки. Заказчики вправе использовать этот способ выбора исполнителя, если НМЦ контракта не превышает 3-х млн. руб., а совокупный годовой объем таких процедур не более 10% (ч.2 ст.82.1 44-ФЗ). Контракт с победителем может быть подписан в течение 2-х рабочих дней после публикации протокола.

Особенностями запроса котировок является подготовка простейшей заявки, состоящей из одной части. Свое предложение с ценой претендент направляет одновременно с заявкой. Таким образом, в этом виде процедур нет возможности торговаться.

Для проведения запроса котировок в качестве обоснования берутся следующие случаи:

  • приобретение товаров, работ или услуг из перечня Правительства РФ № 1765-р от 30.09.2013 г. для оказания гуманитарной поддержки либо устранения последствий ЧС;
  • закупка ТРУ из перечня Правительства РФ, в случае проведения которых организатор обязан провести аукцион при условии ограничения суммы;
  • размер НМЦ контракта не более 500 тыс. руб. для «бумажных» процедур и не более 3-х млн. руб. для электронных процедур;
  • СГОЗ не более 10% от общего числа процедур и не более 100 млн. руб. для «бумажных» процедур.

2.4 Запрос предложений

Заказчики редко используют запрос предложений для определения исполнителя, так как есть ограниченный список случаев, когда его можно применять. Ввиду его крайней непопулярности наши законодатели упразднили данный вид процедур с 01.01.2022 года. Заказчик выдвигает к кандидатам требования и выбирает ту компанию, которая этим требованиям соответствует.  Информация о запросах предложений доступна всем заинтересованным лицам на сайте ЕИС. 

Заказчики обосновывают выбор запроса предложений при определении победителя в следующих случаях:

  • приобретаются услуги по защите интересов страны в судебных ведомствах зарубежных государств, международных судах и арбитраже;
  • закупаются спортивное оборудование и техника, необходимая для тренировки групп по олимпийским и параолимпийским видам спорта;
  • необходимо закрыть потребность в лекарственных средствах, назначенных врачебной комиссией, продукции народного промысла, приобрести жилье для детей-сирот (если жилплощадь покупается у физлиц);
  • проводится повторное мероприятие после того как организатор по своей инициативе отказался от контракта;
  • повторный конкурс признали несостоявшимся (ч.4 ст.55 44-ФЗ);
  • несостоявшимися были признаны электронный аукцион (ч.4 ст.71 44-ФЗ) или электронный конкурс.

В 44-ФЗ для описания запроса предложений выделены статьи 83 и 83.1.

3. Электронные магазины – это конкурентные закупки или нет?

Для начала следует разобраться, что такое электронные магазины, и какие процедуры в них проводятся.

В контрактном законодательстве нет такого термина – «электронные магазины». Однако в обновленной версии статьи 93 44-ФЗ, которая регламентирует закупки у единственного поставщика, появилась часть 12, которая говорит, что заказчики могут проводить процедуры, предусмотренные п.4 и 5 ч.1 ст.93, до 3-х млн. руб. «в электронном виде с использованием электронной площадки».  Это и есть электронные магазины, на которых осуществляются малые закупки.

Смысл в том, что на таких цифровых платформах заказчики ищут единственных исполнителей для прямых контрактов. Компании могут сами разместить свои предложения на ресурсе и ждать отклики от заказчиков, либо найти интересную для себя закупку из уже размещенных запросов.

По сути, закупки у единственного поставщика относятся к неконкурентным процедурам. Их еще называют «неторговыми», потому что этап торгов в них не предусмотрен. Однако конкуренция здесь все-таки присутствует, так как заказчик выбирает исполнителя из нескольких предложений на площадке. Размещение прайс-листа компанией еще не гарантирует, что она получит контракт.

Таким образом, электронные магазины можно отнести к конкурентным закупкам, несмотря на парадокс, связанный с заключением прямого контракта с единственным исполнителем и отсутствием этапа торгов.

4. Особенности осуществления конкурентных закупок по 223-ФЗ

В 223-ФЗ изложены номинальные сроки осуществления конкурентных процедур по каждой из них, которыми должны руководствоваться стороны сделки.

Виды и сроки мероприятий оформлены в таблице ниже:

Способ определения исполнителя

 

Минимальный период для публикации  извещения и/или документации (в днях до времени завершения направления заявок)

 

Способ определения исполнителя  (только для представителей малого бизнеса)

 

Минимальный период для публикации извещения и/или документации (в днях до времени завершения направления заявок)

 

Конкурс 15 календарных дней Конкурс и аукцион

(при НМЦ контракта более 30 млн. руб.)

15 календарных дней
Аукцион 15 календарных дней Конкурс и аукцион

(при НМЦ контракта до 30 млн. руб.)

 

7 календарных дней
Запрос предложений 7 рабочих дней Запрос предложений

(НМЦ контракта не превышает 15 млн. руб.)

 

5 рабочих дней
Запрос котировок 5 рабочих дней Запрос котировок

(НМЦ контракта не превышает 7 млн. руб.)

 

4 рабочих дня

 

Важный момент! Организаторы могут прописывать иные сроки в положении о закупке, но они могут быть только больше (уменьшать сроки запрещено!)

4.1 Порядок проведения

Состав документации

Извещение о предстоящем мероприятии, а также остальные документы заполняются в соответствии с нормами, указанными в ст.3.2 и ст.4 223-ФЗ. При осуществлении котировок вся необходимая информация прописывается в извещении, включая и требования к процедуре, то есть извещение в этом случае содержит в себе сведения из документации.

Порядок и сроки предоставления разъяснений

Согласно законодательству участники вправе направить организатору запрос на разъяснение положений документации, а у организатора есть 3 рабочих дня, чтобы дать обратную связь и опубликовать свой ответ на сайте zakupki.gov.ru. При этом имя участника не указывается.

Максимально допустимый срок для подачи запроса кандидатом – не более 3-х рабочих дней до конца приема заявок. Если запрос был отправлен позже этого времени, и у заказчика на ответ есть только 1-2 дня, то он может не отвечать на обращение.

Порядок и сроки внесения изменений

В обновленной версии 223-ФЗ приведен стандартный алгоритм для всех торговых процедур: при внесении любых корректировок заказчиком, он должен продлить время приема заявок минимум на половину изначально предусмотренного срока.

У некоторых сторон процесса может возникнуть недопонимание: при запросе предложений срок публикации извещения – 7 раб. дн., а половина – это 3,5 дня. Как поступить правильно? В этом случае необходимо округлить показатель в большую сторону, то есть 4 дня, чтобы участник не мог оспорить срок и имел в запасе больше времени.

Описание предмета конкурентной закупки

К описанию предмета торгов предъявляются требования, изложенные в ч.6.1 ст.3 223-ФЗ:

  1. Отмечаются потребительские характеристики, технические и качественные параметры, функциональные свойства (если требуется).
  2. Нельзя устанавливать требования к товарному знаку, патентам, фирменному названию, наименованию страны производства и др., которые могут привести могут к сокращению числа конкурсантов, кроме случаев, если другой способ невозможен.
  3. Если описание предмета торгов содержит товарный знак, то обязательно применяется формулировка «или эквивалент», кроме случаев:
  • несовместимости товаров с другими знаками и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, которые применяет организатор;
  • приобретения запчастей и расходников к технике и оборудованию, которые использует организатор, исходя из технической документации на названные позиции;
  • приобретения товаров, необходимых для реализации госдоговора;
  • закупок с указанием определенных знаков, патентов, страны производства и др., если это не противоречит международному договору РФ или договорам юрлиц согласно ч.2 ст.1 223-ФЗ (Примечание: в этом случае заказчик вправе указывать конкретный товар без формулировки «или эквивалент»).

Сроки отмены мероприятия

Максимально возможный срок для отмены закупки по 223-ФЗ – до дня и времени завершения приема заявок на участие. Позже отменить мероприятие заказчик не сможет. Свое решение он публикует в ЕИС в тот же день, когда оно вынесено.

Порядок подачи и отзыва кандидатами своих заявок

Требования к содержанию и подаче заявок указаны в 223-ФЗ и в положении о закупке.

Важный момент! Претендент может направить только одну заявку на участие в отношении каждого предмета торгов в любой день с даты публикации извещения до завершения времени приема заявок.

Участник вправе внести корректировки в заявку, если были допущены ошибки по части состава документации, предлагаемой цены. На это у него есть срок – до завершения подачи заявок.

Предоставление обеспечения заявок

В соответствии с нормами закона организатор имеет право прописать в документации условие об обязательном предоставлении обеспечительной меры. Требование к обеспечению заявки устанавливается только по отношению к процедурам с НМЦ контракта более 5 млн. руб. Если цена ниже, то заказчик не может запрашивать обеспечение. Размер финансовой меры устанавливается не выше 5% стартовой цены контракта.

4.2 Этапы торговых процедур

223-ФЗ не разъясняет, что в корпоративных закупках понимается под этапом, хотя в ч.24 ст.3.2 встречаем такую формулировку: «конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов».

Понятие этапа раскрывается в закупках для малого и среднего бизнеса, но применять его к остальным конкурентным процедурам было бы не совсем корректно.

Включая определенный этап в мероприятие, организатор должен:

·               прописать в документации информацию об этапе и сроках его осуществления;

·               подготовить итоговый протокол по этому этапу и отдельный документ по каждому этапу.

Таким образом, можно сделать вывод, что стадии закупки, которые не сопровождаются оформлением итогового протокола этапами называть нельзя. Разберем этапы, которые заказчик может задействовать при проведении процедуры (не касается представителей малого и среднего бизнеса).

Переторжка

Проведение этой стадии регламентируется положением о закупке, ее целью является получение еще более подходящих предложений, максимальное сокращение расходов на мероприятие. Заказчик выносит решение о необходимости провести переторжку, указывая порядок ее осуществления, и при необходимости отмечает уже полученные от кандидатов предложения с ценой.

Возможность проведения переторжки должна быть предусмотрена заранее закупочной комиссией в извещении и закупочной документации. Может проводиться в двух форматах: в реальном времени (напоминает аукцион) или заочно (напоминает котировки).

В документации заказчик должен отразить сроки проведения этого этапа, число допустимых переторжек и условия договора, разрешающие ее осуществление.

Участвовать в переторжке могут все допущенные к закупке кандидаты. Участник вправе отказаться от приглашения, но в этом случае в учет будет браться его изначально предложенная цена.

Процедура с предварительным квалификационным отбором (ПКО)

Этап ПКО применяется к конкурентным процедурам с ограниченным участием и является для них обязательным. Может осуществляться для отдельных мероприятий или группы, объединяющей процедуры по однозначным параметрам.

Данная предварительная стадия проводится с соблюдением следующих условий:

  • в извещении помимо общей информации прописаны порядок, сроки направления заявок на участие в ПКО и вынесения результатов ПКО;
  • в закупочной документации помимо общей информации прописаны порядок и условия осуществления ПКО, требования к кандидатам, требования к подготовке заявки, сроки и порядок оценки заявок и вынесения результатов ПКО;
  • после ПКО выносится протокол с отражением результата о допуске или отказе в допуске кандидатов на участие в мероприятии с ограничительными мерами, другая информация, установленная в положении о закупке.

Цель ПКО – подобрать участников наиболее соответствующих требованиям о квалификационной подготовке, необходимой для исполнения обязательств по договору. Одновременно отсеиваются претенденты, которые не соответствуют данному запросу.

Конкурентные переговоры

Это публичный этап, в ходе которого совместно с конкурсантами обсуждаются функциональные критерии товара или иные положения контракта. Переговоры могут быть задействованы заранее до направления заявок или во время приема заявок для уточнения дополнительных условий и ситуаций, от которых зависит изменение документации.

Названные этапы являются инструментом урегулирования взаимоотношений сторон, но подключать их можно только с соблюдением законодательных норм: указывать порядок и сроки осуществления, предварительно сообщать о необходимости проведения участникам, отражать итоги в соответствующих протоколах.

Протоколы по итогам этапов и закупок

Руководствуясь положениями 223-ФЗ, можно классифицировать протоколы на 2 вида: 

1. Протоколы, отражающие окончание конкретного этапа мероприятия. Они должны содержать:

  • дату подписания;
  • число поступивших заявок с указанием зарегистрированной даты и времени;
  • результаты оценки заявок, число непрошедших заявок и причины отклонения;
  • распределение заявок по степени соответствия требованиям и параметрам оценки;
  • другая информация, которую организатор предусмотрел в положении о закупке.

2. Итоговые протоколы, оформляемые по результатам всей процедуры. Они должны содержать:

  • дату подписания;
  • количество принятых заявок с указанием даты и времени;
  • порядковые номера заявок от кандидатов, ранжированные по степени выгодности условий;
  • результаты изучения поступивших форм;
  • причины несостоявшихся процедур и т.д.

Заказчик обязан обеспечить хранение итоговых протоколов на срок минимум 3 года.

Заключение договора

К заключению договора законодатели установили следующие сроки:

  • стандартный порядок – в срок от 10 до 20 дней со времени публикации итогового протокола в Единой системе;
  • если организатору нужно согласование с контролирующими ведомствами – в течение 5 дней после одобрения вышестоящего органа;
  • если по процедуре поступала жалоба или были разбирательства в суде – в течение 5 дней после вынесения соответствующего решения.

Заказчики вправе заключать договора с несколькими контрагентами, такая возможность предусмотрена для них в законодательстве. Порядок заключения сделок с несколькими исполнителями должен быть прописан в положении о закупке данного заказчика, в извещении и закупочной документации.

Ссылка на основную публикацию