Вопросы и ответы

вопросы и ответы

Этот раздел сайта был создан по многочисленным просьбам посетителей и подписчиков сайта. В нем я буду отвечать на ваши вопросы, а также выкладывать ответы других экспертов, на часто встречающиеся вопросы по теме госзакупок, взятые с форумов, сайтов и компетентных источников.

Раздел будет периодически дополняться и обновляться, поэтому если вы не нашли ответа на свой вопрос, то можете задать его ниже в комментариях, либо отправить в мою службу поддержки — support@zakupkihelp.ru.

Раздел построен следующим образом: вопрос — ответ на вопрос.

1 Вопрос: Какие действия должны предпринимать заказчики для исполнения требований Закона № 44-ФЗ в части предоставления участникам закупки возможности получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, запросе котировок?

Ответ: Согласно части 2 статьи 52 Закона № 44-ФЗ  заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа (Ответ взят с сайта www.zakupki.gov.ru).

2 Вопрос: В чем отличие усиленной квалифицированной подписи от неквалифицированной?

Ответ: Согласно ч. 4 ст. 5 Закона № 63-ФЗ квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

  • ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
  • для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Законом № 63-ФЗ (Ответ взят с сайта www.zakupki.gov.ru).

3 Вопрос: Какие государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право осуществлять закупку у единственного поставщика на сумму, не превышающую четыреста тысяч рублей?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона (в редакции  Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. Таким образом, указанные положения Закона распространяются на все государственные и муниципальные образовательные учреждения (Ответ взят с сайта www.zakupki.gov.ru).

4 Вопрос:  В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Указанная норма не содержит оговорок и изъятий из общего правила. При этом в нормах о запросе котировок и запросе предложений нет указаний об установлении обеспечения исполнения контракта и о размере такого обеспечения. Устанавливается ли в запросе котировок и запросе предложений обеспечение исполнения контракта?

Ответ: Согласно части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 5, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (Ответ взят с сайта www.zakupki.gov.ru).

5 Вопрос: Какие контракты считаются исполненными при их предоставлении в качестве информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, в соответствии со статьей 37 Закона № 44-ФЗ?

Ответ: Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, должна содержаться в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждать исполнение таким участником контрактов без применения неустоек (штрафов, пеней). Таким образом, контракты, находящиеся в стадии исполнения,  при анализе информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, заказчиком не учитываются в связи с отсутствием в реестре контрактов информации об их исполнении (Ответ взят с сайта www.zakupki.gov.ru).

6 Вопрос: Каким образом оценивается такой показатель нестоимостного критерия «квалификация участников закупки», как «деловая репутация участника закупки»?

Ответ: Оценка по нестоимостным критериям показателям, в том числе и деловая репутация, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21-24 Правил оценки заявок, окончательных предложений  участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, в порядке, предусмотренном документацией о закупке (Ответ взят с сайта www.zakupki.gov.ru).

7 Вопрос: Требуется ли поставщику справка об отсутствии информации о нем в реестре недобросовестных поставщиков для участия в закупке?

Ответ: В соответствии с частями 3 и 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ справка об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков не входит в перечень документов, которые вправе требовать заказчик. Таким образом, установление требования о предоставлении участником закупки вышеуказанной справки является необоснованным (Ответ взят с сайта www.zakupki.gov.ru).

8 Вопрос: Правомерно ли направление котировочной заявки в форме электронного документа на электронную почту заказчика?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 44-ФЗ в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений (далее – ЕИС).

Согласно части 2 статьи 77 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.

Согласно части 5 статьи 112 Закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию ЕИС. До ввода в эксплуатацию ЕИС информация, подлежащая размещению в ЕИС, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт), ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ.

В настоящее время ЕИС не введена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа.

В этой связи в настоящее время за исключением осуществления закупок путем проведения электронных аукционов Закон № 44-ФЗ  не предусматривает возможности обмена электронными документами, в том числе подачи котировочных заявок на электронную почту заказчика (Ответ взят с сайта www.zakupki.gov.ru).

9 Вопрос: Правомерно ли требование в извещении о проведении запроса котировок о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в запросе котировок (далее – заявка) копии лицензии или иного документа, подтверждающего соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, а также правомерно ли отклонение котировочной комиссией заявки в случае отсутствия копии лицензии или иного документа, подтверждающего соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, в составе заявки?

Ответ: В случае, если в соответствии с законодательством РФ объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 73  Закона № 44-ФЗ обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством РФ.  При этом в состав заявки (ч. 3 ст. 78 Закона № 44-ФЗ) копия лицензии или иной документ, подтверждающий соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, не включены. Согласно ч. 4 ст. 78 Закона № 44-ФЗ требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 ст. 78 Закона № 44-ФЗ информации и документов, не допускается. Отклонение заявки за непредставление участником запроса котировок копии лицензии или иного документа, подтверждающего соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, не предусмотрено (ч. 7 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Вместе с тем, комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, в случае, если объектом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, подлежащие лицензированию, либо требующие наличия иных разрешительных документов в соответствии с законодательством РФ, проводить запрос котировок нецелесообразно. В этом случае рекомендуется выбирать иные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (Ответ взят с сайта www.zakupki.gov.ru).

10 Вопрос: Правомерен ли отказ в допуске к участию в электронном аукционе участнику аукциона, если данный участник не указал в первой части заявки на участие в аукционе (далее – аукционная заявка) конкретные показатели товара, вместо этого участник указал диапазон значений, предусмотренный ГОСТ или СНиП?

Ответ: Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ участник аукциона обязан в первой части заявки в ряде случаев указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей, в том числе в форме дублирования норм технических регламентов, стандартов и т.п., является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику (часть 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ). Аукционная комиссия  не обладает полномочиями допускать к участию в аукционе участника, заявка которого полностью или частично не соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ и документации об аукционе. Заказчикам также следует в инструкции по заполнению заявки (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ) прямо указывать на недопустимость указания в заявке диапазона значений из технических регламентов, стандартов и т.п. вместо конкретных показателей (Ответ взят с сайта www.zakupki.gov.ru).

zakupkihelp.ru