Указание нескольких стран происхождения товара в заявке по 44-ФЗ

Указание страны происхождения товара в заявке по 44-ФЗ — один из ключевых моментов при заполнении заявки для участия в госзакупках. Однако вопрос о возможности указания нескольких стран происхождения товара до сих пор вызывает споры. Разные подходы УФАС, судов и государственных органов создают неопределенность для участников закупок. В этой статье я поделюсь с вами актуальной практикой, существующими позициями и дам вам свои рекомендации, как действовать участникам закупок в подобных ситуациях.

указание нескольких стран в заявке по 44-ФЗ

Основные подходы к указанию нескольких стран происхождения товара

В настоящее время существует четыре основных подхода к вопросу указания нескольких стран происхождения товара в заявке по 44-ФЗ. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Подход #1 — Указание нескольких стран допустимо

Согласно определению Верховного Суда РФ от 20.06.2017 года № 306-КГ17-552 по делу № А49-307/2016, участники закупок имеют право указывать в заявке несколько стран происхождения товара. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отметила:

«Указание участником закупки нескольких стран происхождения товара не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства.»

«Участник электронного аукциона не лишен возможности указать в первой части заявки одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к закупке товара, и заказчик по этому основанию не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе.»

«Указание нескольких стран в составе заявки не означает неотражение сведений о стране происхождения товара и не влечет негативных последствий, как для заказчика, так и для участников.»

Этот подход дает участникам закупок больше гибкости, однако, как показывает практика, он не всегда поддерживается контролирующими органами.

Подход #2 — Указание нескольких стран допустимо, если они подтверждены документами

Этот подход предполагает, что указание нескольких стран происхождения товара возможно только в случае, если это подтверждено соответствующими документами. Например, регистрационные удостоверения на медицинские изделия часто содержат информацию о том, что товар производится в нескольких странах.

Примеры решений:

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.03.2023 года по делу № А81-1055/2023.

«Ни нормы 44-ФЗ, ни документация не содержат запрета на включение в заявку сведений о нескольких поставщиках, и соответственно, нескольких местах происхождения товара. Под наименованием места происхождения товара в целях применения норм 44-ФЗ следует понимать территорию определенного географического объекта, связанного с местом его производства или с определенным производителем указанного товара.»

«Функционал официального сайта ЕИС в настоящее время позволяет при заключении контракта одновременно указывать несколько стран происхождения товара без угрозы негативных последствий для заказчика и поставщика при приемке товаров, в связи с чем действия комиссии по отклонению заявки по причине несоответствия требованиям извещения нарушают требования 44-ФЗ.»

УФАС по Приморскому краю от 07.09.2020 года № 025/06/67-1066/2020.

«Если подтверждающий документ содержит указание на несколько стран происхождения товара, участнику закупки не предоставляется возможным указать одну страну происхождения товара в своей заявке на участие в электронном аукционе, поскольку такое указание является предоставлением недостоверных сведений и влечет отстранение участника от участия.»

«В составе заявки участника закупки на участие должна быть указана одна страна происхождения предлагаемого товара, за исключением случая, если согласно документам, подтверждающим соответствие такого товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, товар произведен в нескольких странах.»

Аналогичная позиция содержится в решениях:

Карельского УФАС от 07.09.2020 года по делу № 010/06/105-590/2020.

УФАС по Краснодарскому краю от 09.01.2023 года по делу № 023/06/99-15/2023.

Этот подход имеет практическое обоснование, так как подтверждающие документы исключают неопределенность в вопросе страны происхождения товара.

Подход #3 — Указание нескольких стран требует конкретизации объема товара

Некоторые контролирующие органы считают, что в случае указания нескольких стран происхождения товара необходимо конкретизировать объем поставляемого товара по каждой стране.

Примеры решений:

Решение УФАС по Свердловской области от 03.06.2022 года по жалобе № 066/06/106-1859/2022.

Участник закупки подал заявку на участие в закупке на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию, гарантийных и постгарантийных автомобилей марки «Skoda», с заменой запасных частей и использованием расходных материалов.

Заявка участника была отклонена, так как в ней отсутствовали сведения о конкретных показателях запасных частей, используемых при оказании услуг, поскольку участник указал в составе своей заявки только перечень стран, из которых планируется поставка товара, но не обозначил страну происхождения по каждой позиции закупаемого товара.

Выдержка из решения УФАС: «Указывая в составе своей заявки только перечень стран, из которых поставщик планирует поставить закупаемый заказчиком товар и при этом не обозначая происхождение каждой конкретной детали из приведенного в составе своей заявки перечня стран, участник фактически не предоставил информацию о стране происхождения товара».

Аналогичную позицию можно встретить в постановлении 8-го Арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 года № 08АП-8316/2022 по делу № А46-4531/2022.

Однако есть и противоположное мнение, которое содержится в решении Омского УФАС России от 10.03.2022 года № 055/06/48-172/2022.

Подход #4 — Указание нескольких стран 44-ФЗ не предусмотрено

Самый строгий и свежий подход отражен в информационном письме Минфина России от 13.03.2025 года № 24-03-09/24756. В документе говорится, что указание нескольких стран происхождения товара в заявке не предусмотрено Законом № 44-ФЗ.

Минфин аргументирует свою позицию необходимостью достижения соглашения по всем существенным условиям контракта, включая страну происхождения товара. Указание нескольких стран приводит к неопределенности, что противоречит требованиям закона.

При этом на семинаре ФАС России в марте 2025 года было заявлено, что ФАС поддерживает эту позицию Минфина, а судебная практика Верховного Суда РФ, допускающая указание нескольких стран, считается устаревшей.

Дополнительные разъяснения от ФАС и Минфина

На том же семинаре представитель ФАС России анонсировал выпуск совместных с Минфином разъяснений. Согласно этим разъяснениям, возможно изменение страны происхождения товара на этапе исполнения контракта, если это не повлияет на предоставление преимуществ по национальному режиму.

Эта инициатива может стать важным шагом в урегулировании вопроса, но пока участникам закупок приходится ориентироваться на текущую практику.

Рекомендации для участников закупок

С учетом неоднозначной практики по указанию нескольких стран происхождения товара в заявке я рекомендую придерживаться следующего:

  • Внимательно изучайте документацию. Если заказчик требует указания в составе заявки одной страны происхождения, лучше следовать этому требованию. Если данного требования в извещении и документации нет, то можете указать несколько стран в отношении одного товара. Функционал электронных площадок в настоящее время позволяет это делать. Ниже приведен скриншот с ЭТП «Сбер-А».

  • Прикладывайте в составе заявки подтверждающие документы. Если указание нескольких стран неизбежно (например, для медицинских изделий), нужно указывать в заявке несколько стран, а также приложите регистрационные удостоверения или другие подтверждающие документы.
  • Конкретизируйте объемы. Если в своей заявке вы все-таки указываете несколько стран, то указывайте объем товара по каждой стране.
  • Следите за актуальной практикой. Регулярно проверяйте разъяснения Минфина и ФАС, чтобы быть в курсе новых требований.

Заключение

Вопрос указания нескольких стран происхождения товара в заявке по 44-ФЗ остается спорным. Разные подходы контролирующих органов и судов создают неопределенность для участников закупок. Однако следование рекомендациям, указанным в статье, поможет вам минимизировать риски отклонения заявки и успешно участвовать в госзакупках.

Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях. Буду рад на них ответить. А также не забудьте поставить звездочку и поддержать статью, чтобы ее могло увидеть и прочитать как можно больше людей.

Оцените статью
zakupkihelp.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.