Потери РФ от государственных закупок по завышенным ценам в 2012 году оцениваются на уровне 275 миллиардов рублей, что на 4,1% меньше прошлогоднего значения, прозрачность закупок оценивается по-прежнему на среднем уровне.
Потери РФ от государственных закупок по завышенным ценам в 2012 году оцениваются на уровне 275 миллиардов рублей, что на 4,1% меньше прошлогоднего значения, прозрачность закупок оценивается по-прежнему на среднем уровне, говорится в исследовании, проведенном Национальным рейтингом прозрачности закупок при поддержке ФАС, Минэкономразвития и Счетной палаты России.
«В 2012 году потери государства от закупок по завышенным ценам оцениваются на уровне 275 миллиардов рублей, что на 4,1% меньше прошлогоднего значения (без учета инфляции)», — говорится в документе.
При этом, отмечается в исследовании, уровень завышения цен по государственному сектору в целом составил 6,3%, что на 0,7% меньше значения 2011 году.
Динамика уровня завышения цен в федеральном сегменте за последние 4 года показывает скорее положительные результаты — наблюдается медленное, но последовательное снижение с 10% в 2009 году до 8,5% в 2012, однако это по-прежнему больше, чем в регионах (4,2%) и муниципалитетах (5,5%).
Этот позитивный тренд, отмечают авторы исследования, связан с уровнем распространения электронных аукционов, сделавших конкуренцию исключительно по ценовому критерию в пределах спецификации предмета закупки.
«В этом году, когда электронные аукционы стали самой часто используемой процедурой, оценка потерь от завышенных закупочных цен впервые оказалась меньше прошлогоднего значения в абсолютном выражении, несмотря на увеличение объема размещенного заказа. Относительная разница оценивается в 6,7%», — говорится в документе.
Позитивные тенденции проявляются также по индикаторам конкуренции в торгах.
Скорее мутновато
Несмотря на положительные изменения, уровень прозрачности госзакупок остается средним, свидетельствуют результаты исследования.
«По итогам очередного исследования мы вынуждены констатировать, что в период за 2010-2012 годы уровень прозрачности закупочных процедур остался на среднем уровне оценки», — заявил председатель организационного комитета Национального рейтинга Антон Назаркин. Позитивные изменения в процедурах достигаются только за счет подвижек в жестких правилах, регламентированных законодательно. Поэтому, рассчитывает он, Федеральная контрактная система, законопроект о которой находится на рассмотрении в Госдуме, даст импульс очередному повышению прозрачности госзакупок.
Вместе с тем, Назаркин выразил опасение в связи с появлением в этом законопроекте пунктов о возвращении к бумажной форме размещения госзаказа от электронной и призвал отказаться от такого механизма. Кроме того, по словам Назаркина, необходимо расширить сферу действия этого документа и урегулировать с помощью закона не только госзакупки, а также и закупки естественных монополий и государственных компаний.
Рейтинг госзаказчиков
Среди государственных заказчиков федерального уровня наивысший рейтинг «гарантированная прозрачность» по итогам исследования присвоен Госнаркоконтролю, Государственной фельдъегерской службе, Роспотребнадзору. Среди ведомств с высокой прозрачностью оказался Минюст РФ, Роспечать, Минфин и Федеральное казначейство, ФСИН, Управление делами президента РФ, Росрезерв, Минобороны и другие.
Вместе с тем, федеральных министерств и агентств с низкой прозрачностью закупок оказалось гораздо больше, чем с высокой — этот уровень рейтинга получили 23 ведомства. Самый низкий рейтинг получила Служба внешней разведки РФ. Также, по данным исследования, непрозрачно проводят закупки в Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока, в Минтруда, Минздраве, Минтрансе, Минприроды, Минкультуры и Минпромторге, Минрегионразвития и Минсельхозе, а также в целом ряде федеральных агентств, служб.
Среди госкомпаний наивысший рейтинг «гарантированная прозрачность» присвоен ОАО «Ростелеком», госкомпании «Российские автомобильные дороги, ГУП «Мосгортранс», ОАО «МГТС», а также ФГУП «НПО по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген».
Низкая прозрачность, по результатам исследования, в целом ряде государственных компаний, среди них, например, ОАО «Первый канал», ОАО «Роснано», ФГУП «Почта России», ОАО «Российские железные дороги», нефтяная компания «Роснефть», ФГУП «Гознак», международный аэропорт «Шереметьево», АК «АЛРОСА» и другие.
В рейтинге регионов самым прозрачным оказалась Москва, высокие оценки прозрачности закупок также получили республика Башкирия, Алтайский и Хабаровский края, Владимирская, Брянская, Самарская и Тюменская область. Среди аутсайдеров оказалась республика Бурятия, Забайкальский край, Кемеровская, Томская, Мурманская область и другие. Низшие оценки получили 30 регионов, в то время как высокая прозрачность обеспечена лишь в 18.
Источник: http://ria.ru/economy/20121210/914215584.html
Дата публикации: 10.12.2012