Топовая 5-ка мифов о госзакупках

Сегодня я хочу представить Вашему вниманию топовую 5-ку мифов, которые существуют в сфере госзакупок. Безусловно, они имеют место быть, но с каждым годом ситуация на рынке меняется в лучшую для поставщиков сторону.  Поэтому хотелось бы поговорить об этих мифах более подробно.

Миф №1 — «Все Заказчики куплены,  а победитель заранее определен»

Безусловно, были, есть и будут случаи сговора Заказчика со «своим» поставщиком, таковы реалии нашего общества. Но при правильном подходе, выполнении всех требований, указанных в документации и грамотном составлении заявки, отклонить участника от процедуры торгов очень сложная и порой непосильная задача для Заказчика.Если Вашу заявку отклонили от участия по необоснованным причинам или же Вы не согласны с решением комиссии, то Вы вправе подать апелляцию в ФАС и обжаловать результаты торгов. Сейчас Заказчики все реже используют этот «инструмент» в своей повседневной практике, т.к. лишние проверки со стороны контролирующих органов им не нужны. Исходя из вышесказанного понятно, что даже при наличии сговора, результат торгов не может быть предопределен заранее.

Миф №2 – «Молодой организации победить в торгах невозможно»

Имя организации на рынке и её известность имеет неоценимое значение. И это не секрет, что многие Госзаказчики предпочитают работать только с проверенными и знакомыми поставщиками. Однако, как показывает практика, молодые организации могут составить очень достойную конкуренцию «бывалым» поставщикам. И отсутствие большого «послужного списка» у молодой компании ещё не повод отстранить её от участия. Как было сказано выше, при соблюдении всех требований, указанных в документации и грамотном составлении заявки у «новичков» есть все шансы на победу.

Миф №3 — «Даже если победим – все равно будут «вставлять палки в колеса»

Конечно, если Вы обошли «фаворита» Заказчика в неравной борьбе, и смогли победить, то такое желание может возникнуть у одного или нескольких начальников, которые были материально заинтересованы в победе «своей» компании. Но не стоит забывать, что это такие же люди, как и мы с Вами, а тем более госслужащие.
Они не будут ввязываться в заведомые нарушения, которые могут стоить им кресла. Тем более большинство из них не так компетентны в предметной области госзаказа, как может показаться и «счеты» с Вами для них большая головная боль.
А так как Ваш контракт не единственный, то на «войну» с Вами у них может просто не быть времени. Так что, если при выполнении своих обязательств по контракту Вы будете строго следовать его условиям и законодательству, то вполне вероятно, что Заказчик будет не против с Вами «подружиться». А дальше все зависит только от Вас…
В любом случае, если Вы не сдадитесь без боя, и будете отстаивать свои законные права, то докажете, что Вы – серьезный участник торгов и с Вами будут считаться в дальнейшем.

Миф №4 — «Торги проводят под уже выполненные работы (оказанные услуги или поставленный товар)»

Действительно такая практика существовала раньше. Происходило это следующим образом: «свой» поставщик выполнял работу или поставлял товар Заказчику по предварительной договоренности без проведения процедуры торгов. Заказчик же в свою очередь давал  «гарантии» успешного участия данного поставщика в торгах, проводимых под данный лот. Однако с каждым годом становится все сложнее гарантировать победу «своему» поставщику в торгах. Также Госзаказчик не может объявить тендер (разместить Государственный заказ) на товары/работы/услуги, не подкрепленные бюджетными средствами, заложенными на этот год. В связи с этим подавляющее большинство Государственных заказчиков стремится выполнить все финансовые обязательства в текущем календарном году, чтобы не «возвращать деньги в бюджет». В этом можно убедиться, обратив внимание на то, какая «волна» торгов «проносится» за несколько месяцев до нового года, когда Заказчики попросту не успевают освоить выделенный им бюджет.

Миф №5 — «Отстаивать свои права в ФАС бесполезно. Суд всегда на стороне Госзакзчика»

Практика Федеральной Антимонопольной Службы и арбитражных судов наглядно показывает, что это совершенно не так. Государство сейчас очень внимательно относится к расходованию бюджетных средств и соблюдению нормативно-правовых актов в области госзаказа. Безусловно, существуют спорные ситуации, но в подавляющем большинстве случаев, в которых нарушения Госзаказчика очевидны, суды принимают решения в пользу поставщиков. В этом Вы можете убедиться, посетив сайт Федеральной Антимонопольной Службы — http://www.fas.gov.ru/

Как Вы видите, ничего невозможного нет. Многие организации сами того не понимая, ограничивают свои возможности участия в торгах, взяв на вооружение эти ложные убеждения. Мы живем с Вами в быстро меняющемся мире, и на плаву остаются лишь те компании, которые своевременно и быстро реагируют на эти изменения и используют новые возможности в своих целях.

Ссылка на основную публикацию