Наименование места происхождения товара (НМПТ)

Наименование места происхождения товара (НМПТ)Приветствую Вас, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о наименовании места происхождения товара (НМПТ), т.к. именно данное требование, установленное к товарам в части 3 статьи 66 44-ФЗ вызывает массу вопросов, как со стороны участников закупок, так и со стороны заказчиков. Давайте постараемся вместе с Вами во всем разобраться.

И так, приступим…

Наименование места происхождения товара (НМПТ) — обозначение,  представляющее собой либо содержащее современное или историческое,  официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны,  городского или сельского поселения, местности или другого географического  объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее  известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства  которого исключительно или главным образом определяются характерными для  данного географического объекта природными условиями и (или) людскими  факторами (статья  1516 ГК РФ).

На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара. Соответственно предоставляется правовая охрана.

На сайте ФГБУ «ФИПС» (Федеральный институт промышленной собственности) есть открытый реестр наименований мест происхождения товаров. Ссылка на реестр — http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/

По состоянию на 29.11.2014 г. в данном реестре зарегистрировано всего лишь 137 наименований мест происхождения товаров!!!

Причем у некоторых НМПТ есть по нескольку обладателей прав пользования.

Примеры НМПТ

Ниже я для наглядности привел Вам несколько НМПТ из реестра с описанием их особых свойств.

КРАСНОСЕЛЬСКАЯ СКАНЬ

Вид товара и описание его особых свойств:

Ювелирные изделия, корпуса и браслеты для часов, шкатулки, декорированная отделка для сувениров, портсигары, посуда, декоративные вазы, сувениры (пасхальные яйца), фурнитура для мебели, предметы культа (кресты, панагеи, оклады)…

ГЖЕЛЬ

Вид товара и описание его особых свойств:

Изделия фарфоровые улитарного и улитарно-декоративного назначения. Изделия представляют собой недорогую фарфоровую бытовую посуду и художественные изделия, выполненные механическим способом и украшенные свободной ручной кобальтовой росписью, что соответствует местным традициям гжельского промысла начала XIX века…

ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Вид товара и описание его особых свойств:

Кружева, занавеси, покрывала, салфетки, скатерти, дорожки, полотенца, воротники, вставки, жилеты, блузы, манишки, косынки, манжеты, манто, пелерины, шарфы, галстуки, палантины, накидки, перчатки, платья-фартуки, шали, костюмы, жабо, закладки для книг кружевные. Вологодское кружево обладает высокой художественностью, выразительностью форм, строгим ритмом, декоративным богатством и совершенством техники исполнения…

Основная ошибка большинства участников электронных аукционов

Многие участники до сих пор ошибочно считают, что НМПТ это страна происхождения товара. И указывают в своих заявках: Россия, Белоруссия, Китай и т.д. Но, как Вы теперь понимаете, НМПТ не имеет абсолютно никакого отношения к «стране происхождения товара (СПТ)» или к «месту производства товара (МПТ)». НМПТ представляет собой не что иное как «интеллектуальную собственность».

Интересный момент

Согласно пункта 2 части 2 статьи 51 44-ФЗ (при участии в ОК) заявка должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара. Т.е. для  открытого конкурса требований об указании НМПТ нет. 

Письмо МЭР от 07.07.2014 № Д28и-1194

В своем письме Министерство экономического развития РФ «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ» дало разъяснения относительно указания в заявках НМПТ.

Приведу лишь выдержку из данного письма:

«…Таким образом, в случае поставки товара, наименованию места происхождения которого предоставлена правовая охрана, участником в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывается наименование места происхождения товара в соответствии с требованиями статьи 1516 ГК РФ.

В случае поставки товара, у которого отсутствует правовая охрана наименования места происхождения, участником электронного аукциона в первой части заявки указывается полное или сокращенное наименование страны происхождения товара…»

Однако есть одно НО, на которое обращается внимание в данном письме.

Выдержка из письма:

«…Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации…»

Т.е. МЭР дало свои разъяснения по данному вопросу, но сослалось на то, что никакой юридической силы они не имеют. Будут ли представители заказчиков, ФАС и других органов руководствоваться при принятии решений данными разъяснениями остается под вопросом.

С полным письмом МЭР можно ознакомиться здесь — http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=168571.

Как быть в данной ситуации?

Эксперты рекомендуют участникам закупок при подготовке первой части заявки на участие в ЭА в обязательном порядке указывать «наименование производителя товара». При этом данная рекомендация исходит из следующего толкования нормы статьи 66 44-ФЗ.

Поскольку понятие «наименование производителя товара» в формулировке «наименование места происхождения товара или наименование производителя товара» отделено союзом «ИЛИ» от «наименования места происхождения товара», то, указывая ТОЛЬКО наименование производителя товара, участник закупки выполняет требование закона.

Небольшое примечание

Если Вы в своей заявке указываете наименование производителя товара, то указываете его полностью, не забывая про указание организационно-правовой формы.

Например: ООО «Рога и Копыта», ИП Иванов Иван Иванович.

Вот и все. На этом статья подошла к концу. Если данная информация была для Вас полезной, то обязательно поделитесь ею со своими друзьями и коллегами, нажав внизу на одну из кнопок социальных сетей.

Ссылка на основную публикацию