В Мордовском УФАС рассказали о нарушениях в системе госзакупок

Система размещения госзаказа во всем мире считается одной из самых коррупциогенных областей в системе госслужбы. Сегодня эта сфера регулируется Федеральным законом № 94, который, по сути, детально регламентирует лишь стадию размещения заказа. Уже почти два года идет обсуждение создаваемой в соответствии с поручением Президента страны Федеральной контрактной системы. Предполагается, что она будет обеспечивать единый цикл организации закупок, а также регулировать весь процесс государственного заказа — с момента определения потребности госзаказчика и до окончательного анализа результата закупок. Рассказать о том, когда же вступят в силу новые правила, мы попросили руководителя УФАС по РМ Юлию Попкову.

— Юлия Викторовна, вокруг Федеральной контрактной системы, которая должна заменить 94-й закон, было довольно много споров. Чем они закончились?

— В настоящее время большинство межведомственных разногласий относительно Федеральной контрактной системы решены. В новом законопроекте о контрактной системе реализован комплексный подход к совершенствованию сферы закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако закон о Федеральной контрактной системе нуждается в принятии большого числа поправок, и на это потребуется время. Поэтому работать по 94-ФЗ в сфере госзакупок планируется вплоть до конца 2013 года.

Но хочется также отметить, что 94-й закон, который является первоосновой федеральной контрактной системы, был разработан нашим ведомством и создал конкурентную среду в России. В целом система госзакупок в РФ признана структурами ООН одной из лучших в мире.

— Один из ключевых моментов в системе размещения заказа – аукцион. Часто ли в УФАС поступают жалобы на проведение торгов?

— Часто. И в этом году особенно. Скорее всего, это связано с увеличением числа госзакупок в республике в связи с проведением мероприятий 1000-летия. Большое число жалоб поступает на действия заказчиков, утвердивших конкурсную аукционную документацию или извещение о проведении запроса котировок. Такие нарушения ограничивают участников размещения заказа в участии в торгах либо запросах котировок. Каким образом? В документации указываются характеристики, под которые подпадает только один производитель, либо содержатся требования о предоставлении в составе заявки избыточных сведений и документов. Необходимо отметить, что у участников размещения заказа есть право обратиться за разъяснениями тех положений документации, которые им не понятны. Еще один важный момент: в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов обжаловать положения документации возможно лишь до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе либо аукционе.

Если подытожить данные, то по состоянию на 1 октября в Управление поступило 88 жалоб от участников размещения заказа. 48 из них признаны обоснованными, 31 – необоснованными и 14 возвращены заявителям по причине окончания срока обжалования. Как видно, число необоснованных жалоб довольно велико, именно поэтому в настоящее время ФАС России ведет активную работу по введению своеобразной госпошлины при подаче жалобы заявителем.

Поэтому заказчикам я рекомендую предельно внимательно относиться к составлению конкурсной или аукционной документации, а участникам – тщательнее подходить к вопросу обоснования своих доводов при составлении жалоб.

— Какие меры принимает антимонопольный орган по отношению к нарушителям?

— Процедура наказания за нарушение норм законодательства о размещении заказов предусматривает санкцию в виде наложения административного штрафа. Указанная мера реализуется посредством возбуждения административного производства по результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок, а также рассмотрения постановлений прокуратуры, поступающих в антимонопольный орган. Необходимо отметить активную работу прокуратуры в обнаружении нарушений в сфере госзаказа. Около 30 % штрафов пришлось на постановления, возбужденные именно органами прокуратуры.

На сегодняшний день из возбужденных 112 административных производств по 77 материалам наложены административные штрафы на сумму в 1 млн. 245 тысяч рублей.

Обжаловать положения конкурсной документации возможно лишь до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе либо аукционе.

— Юлия Викторовна, какие случаи грубого нарушения законодательства о размещении заказов Вы бы выделили особо?

— Да, такие  случаи есть. Мы не перестаем удивляться изворотливости заказчиков, размещающих аукционную документацию таким образом, чтобы к участию в торгах был допущен только один участник. Недавний пример – аукцион, проводимый Поводимовской общеобразовательной школой Дубенского района. Отмечу, что от имени школы (закон это позволяет) работала юридическая фирма, известная у нас в республике в сфере оказания услуг по размещению госзаказа. Был проведен открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по реконструкции Поводимовской школы. Начальная цена контракта составила более 190 млн. рублей. Из четырех участников аукциона к торгам был допущен только один, заявки же остальных были отклонены. К нам поступили жалобы от участников аукциона, и мы провели проверку. В итоге мы признали аукционную документацию не соответствующей требованиям действующего законодательства о размещении заказов. Так, в чем же было дело?

Воображение наших сотрудников просто поразила некорректно размещенная проектно-сметная документация. Просмотреть ее в обычном режиме не представлялось возможным. Проектно-сметная документация была разделена на 250 (!) файлов.

Причем чертежи формата А-3 были разделены на 4 части. Пришлось долго ломать голову, каким образом эти части соединять – они, разумеется, пронумерованы не были. В общем, просмотр проектно-сметной документации больше напоминал сложение пазлов. В общей сложности, как подсчитали специалисты, на просмотр этой проектно-сметной документации, с открытием всех 250 файлов, нужно было потратить свыше 6 часов!

Эта хитрость и привела к тому, что участники аукциона не смогли полностью ознакомиться с технической частью аукционной документации и, соответственно, правильно сформировать свои заявки.

Антимонопольное управление выдало заказчику предписание об устранении нарушений и проведении процедуры повторного рассмотрения заявок. Однако предписание исполнено не было – ни в части пересмотра заявок, ни в части размещения проектно-сметной документации в надлежащем виде. Мы получили новую жалобу от участника размещения заказа.

На должностное лицо (директора Поводимовской школы) наложен административный штраф — 50 тыс. руб.

Хотелось бы предостеречь заказчиков от подобных ошибок и хитростей.  Мордовия вступила в новый период – подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г.  Республика будет активно строиться, закупать оборудование — это значит, возрастут и объемы госзаказа.

И контроль за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов будет очень жестким.

Кстати

Одним из самых ярких примеров завышения сумм при госзакупках за последнее время стал скандал с компьютерными томографами в системе Минздравсоцразвития России. Министерство выделило на закупку этих аппаратов средства из расчета 95 млн. рублей за томограф при их рыночной стоимости от 28 до 40 млн. рублей за штуку. Всего с превышением реальной цены было куплено 64 томографа.

Автор: Наталья Пономарева

Источник: http://izvmor.ru/news/view/13343

Дата публикации: 10.10.2012

Ссылка на основную публикацию