Ребусы от чиновников

rebusyРоман Лучников, заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России: По состоянию конкурентной среды и степени ее эффективности за прошедший год Санкт-Петербург оказался на 13-м месте. Это неплохой показатель. Тем не менее, несмотря на то что развитию этой сферы сегодня уделяется достаточное внимание, неразберихи и проблем в существующем законодательстве хватает. Известно об утверждении общероссийской стратегии развития конкуренции до 2024 года, вместе с тем сейчас мы приступили к разработке регионального стандарта такого плана.

Проблема в первую очередь существует относительно закона N 223 «О закупках» и закона о контрактной системе, который вступил в силу 1 января этого года. Количество жалоб на недобросовестную конкуренцию и госзаказ постоянно увеличивается, а это значит, что названные документы не работают должным образом. О несовершенстве регламентов говорит и то, что мы приняли к ним уже четыре пакета поправок, и в осеннюю сессию снова будут внесены изменения.

За первый квартал текущего года на федеральные закупки поступило 439 жалоб, на закупки Петербурга в два раза больше — 1064, а на муниципальные — 227. В итоге в Реестр недобросовестных поставщиков внесены 114 организаций.

Поэтому первой проблемой я бы все-таки назвал сложность и незавершенность законодательной базы, которая постоянно прибавляет нам головной боли. К примеру, закон «О закупках» не предусматривает детальную регламентацию действий, отсюда вытекают серьезные злоупотребления и спорные пункты в контрактной документации. Ситуация доходит до того, что представитель заказчика единолично может расторгнуть договор.

Второй острый момент — квалификация заказчиков и участников рынка.

Сегодня она откровенно страдает. Детские сады, школы и прочие организации, размещая заказ, зачастую мало или плохо знакомы с этой процедурой. В Санкт-Петербурге, кроме всего прочего, рынок государственного заказа закрыт, и принять участие в конкурсе могут далеко не все, кто в этом заинтересован. Например, люди из регионов либо вообще не подают заявки сюда, либо стабильно проигрывают. И если местные петербургские компании еще могут самостоятельно выйти на заказчика, обсудить с ним лично необходимые вопросы, то иногородние такой возможности лишены. Их предложения почти сразу отклоняют, и причин тому много — оценка заявок сейчас предполагает даже не субъективизм, а волюнтаризм. В основном говорят, что оформление неверное. Мы, конечно, сейчас стараемся от этой заразы избавляться, но получается не всегда. В Адмиралтейском районе, например, до сих пор страшной ошибкой считают написание цифр буквами. Это ненормально.

Не удается на данный момент уравновесить и интересы сторон — сейчас отчетливо наблюдается дисбаланс публичных и частных запросов. Закон практически полностью повернут в сторону заказчика, а не участников рынка.

Мы убеждены, что это неверный путь. Вообще, наибольшая часть жалоб на закупки приходит к нам от строителей, таких в долевой раскладке около 70 процентов. Еще раз отмечу, что основная масса нарушений связана именно с тем, как прописывается техническая документация. В ее специальной части мы постоянно видим какие-то ухищрения заказчиков, привыкших работать еще по 94-му федеральному закону.

Все их «ребусы» впоследствии приводят к тому, что большинство участников госзакупки не допускаются к участию в ней, за исключением одного-двух претендентов. В итоге получается, что основными и единственными нарушителями закона о закупках становятся сами чиновники, так как только они и являются заказчиками.

Источник: http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_39219.html

Дата публикации: 12.08.2013

banner-oshibki
Ссылка на основную публикацию