Минимальный размер штрафа для организаций за нарушение правил представления сведений в ФАС России предлагается снизить

fzПроект Федерального закона N 265925-6 «О внесении изменения в статью 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях».

На рассмотрении Госдумы находится проект Федерального закона N 265925-6 (далее — законопроект), в соответствии с которым планируется внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Разработчики законопроекта предлагают снизить с 300 до 50 тыс. руб. минимальный размер штрафа, который может быть наложен на организацию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ. Максимальный размер штрафа планируется оставить прежним — 500 тыс. руб.

Напомним, что ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ установлено административное наказание за непредставление или несвоевременное представление в ФАС России, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, а также за представление заведомо недостоверных сведений (информации). Действие этой нормы не распространяется на случаи непредставления (несвоевременного представления) ходатайств и уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством.

В январе 2013 г. Конституционный Суд РФ проверил конституционность данной нормы и установил, что положения ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ не позволяют во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (Постановление от 17.01.2013 N 1-П, далее — Постановление N 1-П).

В связи с этим Конституционный Суд РФ указал, что при применении данной статьи возможно снижение антимонопольным органом или судом суммы штрафа до размера ниже минимального, установленного Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Законопроект был разработан во исполнение Постановления N 1-П с целью обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, а также имущественного и финансового положения юридического лица.

Отметим, что арбитражные суды в настоящее время применяют позицию, изложенную в Постановлении N 1-П, и за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, назначают штрафы в размере, меньшем нижнего предела. Размер таких штрафов преимущественно входит в рамки тех значений, которые предложены в законопроекте (см., например, Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по делу N А33-12959/2012, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 N 17АП-542/2013-АК по делу N А50-21094/2012). Однако в некоторых случаях суды назначают штрафы в размере ниже минимального значения, предлагаемого в законопроекте (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А56-54918/2012).

Отметим, что позицию, изложенную в Постановлении N 1-П, некоторые арбитражные суды применяют при рассмотрении дел об административных правонарушениях, установленных не только ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, но и иными нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, ряд судов применяют положения Постановления N 1-П по аналогии и назначают административные штрафы в размере ниже минимального значения, установленного в соответствующей норме Кодекса РФ об административных правонарушениях (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А70-11534/2012).

Однако другие суды занимают противоположную позицию. Как они отмечают, Постановление N 1-П не может применяться по аналогии к иным нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку Конституционный Суд РФ не признавал их неконституционными и ограничил в Постановлении N 1-П возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере ниже минимального предела, установленного законом, только в отношении санкций, предусмотренных ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 07.02.2013 по делу N А65-16235/2012, от 01.04.2013 по делу N А65-26865/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.04.2013 по делу N А70-6899/2012).

Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/25507.html#.UZCkFKLwlmg

Дата публикации: 07.05.2013

Ссылка на основную публикацию