ФАС запуталась: законно ли покупать «все и сразу» на ИТ-тендерах???

Органы ФАС разошлись в трактовках ФЗ-94 о госзакупках применительно к ИТ-тендерам: так, в Иванове объединение в один лот разнородных товаров власти признали законным, а аналогичный случай в Северной Осетии сочли ограничением количества участников торгов.

Ивановское УФАС признало необоснованной жалобу Научного института высокотехнологичных решений на местный Департамент здравоохранения при размещении заказа на выполнение работ по внедрению ИТ-систем в сфере здравоохранения. Нарекания заявителя вызвал тот факт, что госзаказчик организовал торги в форме конкурса, а не аукциона, а также объединил сразу несколько требуемых к поставке товаров и услуг в единственном лоте, а не распределил их по нескольким.

Спорный конкурс проводился в рамках программы модернизации здравоохранения Ивановской области на 2011-2012 г.г. и предполагал, что поставку и установку компьютерного, телеком-оборудования, криптомаршрутизаторов и выполнение работ по внедрению ИТ-систем и ПО осуществит один и тот же поставщик.

Согласно распоряжению правительства, выпущенному в 2009 г. электронно-вычислительная техника состоит в списке товаров, госзаказ на которые должен размещаться в форме электронного аукциона. Отличие последнего от конкурса заключается в том, что в основным решающим фактором при выборе поставщика здесь является цена, в то время как конкурс предполагает учет целой совокупности факторов заявленных предложений. Что же касается объединения всех наименований поставки в один лот, однозначных указаний по этому вопросу ФЗ-94 о госзакупках не содержит.

Аналогичное дело было рассмотрено комиссией ФАС по контролю в сфере размещения заказов в марте 2012 г. по жалобе на действия Минздрава Северной Осетии — Алании, которое путем конкурса хотело закупить компьютерное и серверное оборудование, а также специализированное ПО для здравоохранения одним лотом.

Тогда ФАС встала на сторону заявителя. Ведомство признало, что торги в данном случае должны быть организованы путем аукциона, а объединение ПО и «железа» в один лот является нарушением — ограничением количества участников торгов, поскольку от участия в тендере автоматически отсекаются компании, не занимающиеся поставкой специализированного ПО.

Антимонопольщики ссылались при этом на ч. 3 ст. 22 ФЗ-94, которая гласит, что конкурсная документация, помимо прочего, не должна содержать «требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа», а также на отсутствие доказательств со стороны заказчика, что данную закупку невозможно осуществить отдельными лотами.

Ивановское же УФАС не посчитало доказанным довод о незаконном ограничении количества участников размещения рассматриваемого заказа, говорится в его сообщении. «Поставка, установка, настройка и введение в эксплуатацию рассматриваемого оборудования именно в рамках создания ИТ-системы в сфере здравоохранения являются составной частью комплексного процесса создания готовой продукции», — считает управление.

Начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев заявил CNews, что жестких норм по данному вопросу в законе о госзакупках нет, а потому могут быть случаи, когда региональные управления ФАС принимают противоречивые решения. «Такое случается и в практике судов. Очень многое в подобных случаях зависит от аргументации, которую предъявляет инициатор жалобы на заказчика, — говорит он. — Возможно, в деле по Северной Осетии аргументация оказалась более убедительной, поэтому УФАС принял решение в пользу заявителя». Что же касается размещения в Иванове заказа путем конкурса, а не аукциона, Евраев заявил, что это является нарушением.

Евраев также добавил, что управление центрального аппарата ФАС по контролю за госзаказом в экспертном порядке изучит эти два случая и направит свое заключение в территориальные органы.

Стоит отметить, что на эта проблема обсуждалась в марте 2012 г. на видеоконференции Минздрава с регионами по вопросу создания единой государственной ИТ-системы в сфере здравоохранения. Тогда заместитель Евраева — Глеб Абрамов — в числе «ошибок госзаказчиков» при размещении заказа, которые могут привести к ограничению конкуренции, упоминал «укрупнение лота» и «включение в один лот эксклюзивных товаров». И то, и другое может сделать невозможным участие большинства поставщиков в торгах, отмечал он.

Источник: http://www.tendery.ru/?page_id=269&news_id=2002756

Дата публикации: 16.07.2012

Ссылка на основную публикацию