Предупреждения закончились. ФАС скоро сменит желтую карточку на красную

В Кодекс об административных правонарушениях готовятся поправки, предусматривающие наказание для госкомпаний, нарушающих правила закупок согласно 223-ФЗ. Суммы штрафов будут не меньше, чем в законе о госзакупках. Об этом сообщил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.

Согласно вступившему с 1 января Федеральному закону N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», все госкорпорации, естественные монополии и компании, принадлежащие государству более чем на 50%, должны производить закупки по новым правилам. Между тем в связи с неготовностью инфраструктуры исполнение закона было приостановлено до 1 октября. Ранее озвученное в СМИ число 400 тысяч предприятий, подпадающих по действие закона «о закупках», Цариковский не опроверг.

— Трудно пересчитать эту цифру полностью, но это действительно уже сотни тысяч предприятий, — отметил Цариковский. — Степень готовности госкомпаний к новым правилам закупок хорошо характеризует пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Для многих день Х наступил 1 апреля. Тогда ряд компаний, подпадающих под действие 223-ФЗ и не желающих вести свою закупочную деятельность по 94-ФЗ, проигнорировали обязательное требование — разместить на своих сайтах Положение о закупках. Сегодня нарушители «очень неплохо подтянулись». «Вчера, а если говорить серьезно — в течение года, мы пока еще показываем желтую карточку, предупреждаем и не удаляем с поля, — добавил представитель ФАС. — Помимо 223-ФЗ существует основополагающий Закон «О защите конкуренции» N135-ФЗ. Если есть грубые базовые нарушения, то добро пожаловать к нам на 135-ФЗ. Мало не покажется».

Вести закупочную деятельность в соответствии с 223-ФЗ просто и даже весьма удобно, считает Алексей Кузьменко, начальник отдела организации торгов «Дальневосточной энергетической управляющей компании». Закон 223-ФЗ позволяет проводить закупки в любой форме, в том числе неконкурентные закупки у единственного поставщика. Между тем одна из задач данного закона сформулирована как «равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки».

Планируется ли установка лимитов, например, чтобы не менее 25% закупок проводилось в форме конкурентных закупочных процедур, поинтересовался генеральный директор компании «ФогСофт» Михаил Фогилев. Цариковский ответил утверждающе, пообещав «подвернуть гайки» данного ФЗ в более ужесточающую сторону.

По словам Андрея Бойко, коммерческого директора B2B-Center, касательно штрафных санкций необходимо первым делом проанализировать прецеденты, опираясь на жалобы поставщиков, и уже на их основе разработать подзаконные акты, определяющие недопустимые методы проведения торгов.

— В этом случае новый закон будет выгодно отличаться от 94-ФЗ, где чрезмерно подробно написано, как должны проводиться закупки, — говорит эксперт. При этом 223-ФЗ Бойко считает эффективным.

— Компании с госучастием, можно сказать, «вышли из сумрака», вывели свои закупки из тени, — размышляет он. — Более того, это положительно скажется как на конкуренции, так и на эффективности закупок.

Положительно оценивает эффективность нового закона и Николай Андреев, председатель совета директоров «Сбербанк-АСТ».

— Данный закон побуждает госкорпорации строго выполнять обязательства по условиям проведенных конкурсов и обеспечивает дополнительную прозрачность процесса закупок, — добавил он.

По словам замглавы ФАС, положительный экономический эффект от 223-ФЗ будет получен в основном за счет развития малого и среднего бизнеса благодаря подключению его к закупкам госкомпаний и естественных монополий.

— Какими бы ни были «красивые цветы» в виде крупных предприятий, но без почвы, без малого и среднего бизнеса они не растут, — заявил Цариковский. — Боюсь преувеличивать, но я бы оценил эффект от нового закона в рамках 0,5-1% ВВП, поскольку закупки естественных монополий — это громадная многотриллионная сумма.

Автор: Александра Авенберг

Источник: http://www.rg.ru/2012/07/31/fas.html

Дата публикации: 31.07.2012

Ссылка на основную публикацию