ФКС – долго ли осталось и чего ждать?

faqНаверное, самым обсуждаемым законопроектом в последнее время наряду с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» является Законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».

Сравнивая количество поисковых запросов в месяц в системе Яндекс, отчетливо прослеживается преимущество «223-ФЗ» — более 41 000 запросов, количество же запросов «ФКС» составляет чуть более 7 000 в месяц. Но такая картина вполне оправдана, т.к. 223-ФЗ вступил в силу и уже успел вскрыть ряд недостатков в своей работе. У законопроекта «О федеральной контрактной системе…» все еще впереди. Однако, не смотря на то, что законопроект еще не утвержден, ряд организаций уже успели провести платные семинары по обучению поставщиков и заказчиков работе с новым законом. Удивительно, что находятся люди, готовые платить деньги за обучение тому, что еще не имеет юридической силы и может неоднократно в корне поменяться.

Давайте коротко рассмотрим основные этапы развития данного законопроекта.

03.05.2012 г. — Согласно информации Минэкономразвития России 2 мая 2012 г. на заседании Правительства Российской Федерации был одобрен разработанный Минэкономразвития России законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».

10.05.2012 г. —  Законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» 7 мая 2012 г. был внесен в ГД ФС РФ. Текст законопроекта включен в информационный банк «Законопроекты».

21.06.2012 г. —  Законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» 20 июня 2012 г. принят в первом чтении.

07.12.2012 г. — Законопроект № 68702-6 включен в Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой ФС РФ на 14.12.2012 г.

14.12.2012 г. — Второе чтение законопроекта о контрактной системе перенесено на 18 декабря 2012 г.

19.12.2012 г. — Перенесено второе чтение законопроекта о контрактной системе. Совет Госдумы принял решение не проводить 18 декабря второе чтение проекта федерального закона № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Рассмотрение перенесено на более поздний срок (п. 2 Протокола заседания Совета Государственной Думы от 17.12.2012 г. № 67).

21.12.2012 г. – Состоялось последнее заседание Госдумы в ходе осенней сессии. Законопроект на этом заседании рассмотрен не был, и его рассмотрение перенесено на 2013 г.

2013 г. — Рассмотрение законопроекта о Федеральной контрактной системе (ФКС) во втором чтении перенесено на пленарное заседание Госдумы 22 января 2013 года.

22 января уже близко и, как говориться, ждать осталось совсем не долго.

До первого чтения в законопроекте было указано, что он вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, а Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» утрачивает свою силу. Теперь же ко второму чтению были внесены предложения об изменении, и новая статья гласит, что закон о ФКС вступает в силу с 1 января 2014 года.

Хотя прогнозы ряда экспертов не так оптимистичны относительно сроков его принятия, но все как один сходятся во мнении, что текст законопроекта нуждается в очень серьезной доработке и даже после его принятия предстоит выпустить ряд дополнительных нормативно-правовых актов. Разрушить старую систему гораздо легче, чем построить новую. И заказчики, и поставщики пристально следят за развитием событий, т.к. никто не знает чего ожидать от предстоящих перемен.

Безусловно, идея создания Федеральной контрактной системы сама по себе правильна и очевидна. Данная система должна обеспечить новое качество управления государственным заказом и предполагает переход к регулированию полного цикла государственных закупок. Ключевыми новациями ФКС являются введение стадий прогнозирования, планирования госзаказа и аудита исполнения контрактов. Однако я считаю, что при разработке данной системы не должно быть спешки, нельзя на скорую руку принять сырой законопроект, полностью сломав старую рабочую систему. А потом приводить её в порядок, то и дело, латая «законодательные дыры» очередными нормативными актами.

Уверен, что принятие данного закона в очередной раз ударит по малому и среднему бизнесу, и сделает их менее защищенными. Хочу рассмотреть лишь некоторые вопросы, которые, на мой взгляд, могут негативно отразиться на данной категории поставщиков.

Во-первых, ФКС вводит новые способы проведения торгов: двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием (квалификационным отбором), запрос предложений. Все эти способы закупок позволяют заказчикам на законных основаниях ограничивать круг потенциальных участников торгов. Небольшой организации или индивидуальному предпринимателю будет очень сложно, а порой и невозможно конкурировать с более крупными фирмами в виду высоких квалификационных требований.

Во-вторых, ФКС включает в себя антидемпинговый механизм. Проектом установлено два способа подтверждения возможности исполнения контракта. При снижении цены контракта (НМЦ не более 15 млн. рублей) при проведении торгов более чем на 25%, участник будет обязан внести повышенное обеспечение в исполнение контракта, которое в 1,5 раза выше установленного, либо предоставить соответствующее подтверждение того, что он сможет исполнить обязательства по данному контракту. Для контрактов, которые превышают 15 млн. (в случае, если НМЦ будет снижена более чем на 25%) участник обязан предоставить обеспечение, в 1,5 раза превышающее установленное документацией.

Для многих молодых организаций, которые значительно уступают по квалификационным критериям своим более крупным конкурентам, демпинг был порой единственной возможностью для получения контракта. Теперь малый бизнес лишится и этой возможности, также как уже лишился возможности страхования ответственности по контракту и предоставления договора поручительства. А теперь вынужден приобретать «липовые» банковские гарантии, т.к. получить  «белую» занимает больший срок, нежели отводится на подписание контракта.

В-третьих, ФКС дает возможность заказчику в одностороннем порядке расторгать контракт с поставщиком. Этот пункт ставит в неравные условия заказчиков и поставщиков, по сути, давая в руки первых дополнительные рычаги воздействия на поставщика. Уверен, что нерадивые чиновники не упустят такой возможности для использования в своих корыстных целях.

В-четвертых, проект ФКС содержит пункт, по которому заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в размере 10% от общего годового объема. В соответствии же со статьей 15 ФЗ-94 от 21 июля 2005 года государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Т.е. не трудно заметить, что объем закупок у СМП, также намереваются сократить.

Все выше перечисленные доводы дают мне основание полагать, что ФКС в большей степени направлена на упрочнение положений Заказчика и крупного бизнеса. Мелкий и средний бизнес как всегда будет брошен на произвол и выживание в условиях неравной конкуренции. Будем надеяться, что в законопроект ещё будут внесены положительные для поставщиков изменения, а нам лишь остается дожидаться его вступления в законную силу.

Ссылка на основную публикацию