zakupkihelp.ru

Информационный портал для участников закупок

finansist4

Доклад о результатах деятельности органов ФАС России при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов за I квартал 2012 года

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну.

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.06.2004 № 331, к полномочиям ФАС России относится контроль и надзор за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

Осуществление контроля соблюдения законодательства при размещении заказов путем проведения проверок

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее –  Закон о размещении заказов) контроль за соблюдением заказчиками, уполномоченными органами или специализированными организациями, конкурсными, аукционными или котировочными комиссиями, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта, организацией, оказывающей услуги по ведению и обслуживанию официального сайта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение реестра контрактов, операторами электронных площадок требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

В течение I квартала 2012 года ФАС России  проведено:

— 93 плановых проверок;

— 2 238 внеплановых проверок размещения заказов для федеральных нужд и нужд федеральных бюджетных учреждений;

— 3 248 внеплановых проверок размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации и нужд бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации;

— 2 698 внеплановых проверок размещения заказов для муниципальных нужд и нужд муниципальных бюджетных учреждений.

Динамика проведения ФАС России проверок размещения заказов в I квартале 2012 года по сравнению с аналогичными показателями I квартала 2011 года

Следует отметить, что количество проведенных ФАС России  внеплановых проверок в отчетном периоде 2012 года (8 184) возросло на 22 % по отношению к прошлому отчетному периоду 2011 года (6 715). В ходе проведения контрольных мероприятий в I квартале 2011 года проверено 42 982 размещения заказа, из которых в 6 825 размещениях заказов (16%) выявлены нарушения законодательства о размещении заказов.

По результатам проведения плановых проверок выдано 15 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

При проведении внеплановых проверок выдано 747 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской  Федерации о размещении заказов федеральным заказчикам и федеральным бюджетным учреждениям, 1 137 – заказчикам субъектов Российской Федерации, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации и 930 – муниципальным заказчикам, муниципальным бюджетным учреждениям. Всего ФАС России в первом квартале 2012 года выдано 2 829 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов (за аналогичный период 2011 года заказчикам различный уровней выдано 2 353 предписаний).

Несмотря на увеличение количества проведенных внеплановых проверок, количество нарушений, выявленных в результате их проведения в 1 квартале 2012 года (10 550) по сравнению с аналогичным периодом 2011 года (9 833) изменилось не значительно.

Обжалование действий (бездействия) заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, операторов электронных площадок, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий

В целях защиты прав и законных интересов участников размещения заказов, а также повышения эффективности размещения заказов ФАС России осуществлялась работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов в соответствии с главой 8 Закона о размещении заказов.

В I квартале 2012 года в органы ФАС России поступило  8 718 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.

Из поступивших жалоб 2 328 поданы на действия заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд и нужд федеральных бюджетных учреждений, 3 722 – при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации, нужд бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, 2 668 – при размещении заказов для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений.

На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов органами ФАС России возвращено заявителям 1 923 жалобы. Кроме того, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов 605 жалоб отозвано самими заявителями. В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 2 475 жалобы (40 % от общего количества рассмотренных жалоб).

При этом основными причинами возврата жалоб являлись:

— невыполнение участниками размещения заказов обязательных требований статьи 58 Закона о размещении заказов, в том числе отсутствие в составе жалоб сведений, предусмотренных Законом  о размещении заказов;

— невыполнение участниками размещения заказов требования части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов — подача жалобы на положение документации о торгах или извещения о проведении запроса котировок после окончания срока подачи заявок на участие в торгах, котировочных заявок.

Динамика поступления и результатов рассмотрения жалоб органами ФАС России в I квартале 2011 года и I квартале 2012 года

Приведенные в диаграмме данные свидетельствуют об увеличении количества поступивших жалоб в ФАС России в 1 квартале 2012 года (8 718) на 38 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 года (6 311) и как следствие увеличение на 30 % количества жалоб рассмотренных по существу (6170).В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 2 475 жалобы (40 % от общего количества рассмотренных жалоб). В аналогичном периоде 2011 года обоснованными признано 2083 жалоб, что составило 44 % от общего количества рассмотренных жалоб (4 747). По результатам рассмотрения жалоб в 1 квартале 2012 года выдано 2 190 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов (в аналогичном периоде 2011 года – 1 985). Предписаний об устранении нарушений в сфере размещения заказов по результатам рассмотренных жалоб выдано на 10 % больше относительно аналогичного периода 2011 года.

Рассмотрение обращений о согласовании способа размещения заказов, а также уведомлений о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Согласование размещения заказов путем проведения закрытого конкурса, аукциона, а также у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется ФАС России в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124 «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)».

При рассмотрении поступающих от заказчиков обращений, о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), ФАС России осуществляет проверку соблюдения заказчиками требований законодательства о размещении заказов при проведении процедур размещений заказов в форме торгов, запросов котировок, признанными несостоявшимися и ставшими основанием для обращений.

За I квартал 2012 года ФАС России рассмотрено 2 901 обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). В 2 672 (92 %) случаях ФАС России согласовала возможность заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

За аналогичный период 2011 года ФАС России рассмотрено 3 067 обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). По результатам рассмотрения указанных обращений заказчиками получено согласование ФАС России в 2 882 (94 %) случаях. В остальных случаях ФАС России выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, которые привели к отказу в таком согласовании.

Из анализа обращений заказчиков о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) следует, что решение об отказе в согласовании возможности заключения контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) принимается в основном по следующим причинам:

—    несоответствие конкурсной документации (документации об аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок требованиям Закона о размещении заказов;

—    установление в конкурсной документации (документации об аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок неправомерных требований к участникам размещения заказа, к составу заявок.

В течение I квартала 2012 года органами ФАС России рассмотрено 4 578 уведомлений о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом в 159 (3,5 %) случаях выявлено, что заказы размещены с нарушением Закона о размещении заказов.

Административная практика

В I квартале 2012 года ФАС России возбуждено 4 762 дела об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения выдано 3 099 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 66 902 тыс. руб. Из указанной суммы за отчетный период органами ФАС России взыскано 31 194 тыс. рублей (47 % от общей суммы наложенных штрафов).

В аналогичном периоде 2011 года ФАС России возбуждено 3 980 дел об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых, выдано 2 593 постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 54 910 тыс. рублей. В течение 1 квартала 2010 года взыскано 26 114 тыс. рублей, что составляет 48 % от общей суммы наложенных штрафов.

Представленные показатели свидетельствуют об увеличении в 1 квартале 2012 года доли выданных постановлений о наложении штрафа по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 20 % и, соответственно, увеличение на 22 % суммы наложенных штрафов и на 20% суммы взысканных штрафов.

Динамика возбуждения в I квартале 2012 года дел об административных правонарушениях и вынесения постановлений о наложении административных штрафов по сравнению с аналогичными показателями  I квартала 2011 года

Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа (997) за 1 квартал 2012 года выдано лицам, привлеченным к ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за нарушение порядка отбора участников торгов.

В 12 % (602) случаях должностные лица привлечены к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с утверждением заказчиками документации о торгах, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов, а также в 14 % (676) случаях должностные лица привлечены к административной ответственности по части 6 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по причине неправомерного отклонения членами котировочной или единой комиссии котировочной заявки.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков

Федеральной антимонопольной службой осуществляется ведение реестра недобросовестных поставщиков, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков».

В I квартале 2012 года ФАС России рассмотрено 998 обращений о включении сведений об участниках размещения заказов в Реестр недобросовестных поставщиков.

По итогам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты в связи с нарушением ими условий надлежащего исполнения обязательств по контракту, в реестр недобросовестных поставщиков в I квартале 2011 года ФАС России включены сведения о 507 недобросовестных поставщиках, что составляет 51 % от общего количества рассмотренных обращений.

Основной причиной включения в Реестр недобросовестных поставщиков является уклонение участника размещения заказа от заключения контракта (65 % от общего количества включенных в Реестр лиц).

Соотношение количества рассмотренных в 1 квартале 2012 и аналогичном периоде 2011 года обращений к числу включенных в Реестр недобросовестных поставщиков представлено на следующей диаграмме:

Количество обращений заказчиков в ФАС России по вопросам включения участников размещения заказа в Реестр недобросовестных поставщиков в 1 квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года уменьшилось на 5 %.

На 31.03.2012 года Реестр недобросовестных поставщиков содержал сведения о 4 916 записей о недобросовестных поставщиках, что на 5 % больше аналогичного периода 2011 года (4 683).

Обжалование решений ФАС России в судах

В I квартале 2012 года ФАС России принято 10 432 решений (предписаний), 3 099 постановлений о назначении административного наказания и 1 434 иных решений и действий (бездействия). В I квартале 2012 года зафиксировано 494 случая обжалования в арбитражных судах и судах общей юрисдикции решений (предписаний) ФАС России, что составляет 4,7 % от общего количества принятых решений (предписаний) ФАС России, 578 случаев обжалования постановлений о назначении административного наказания, что составляет 18 % от общего количества принятых постановлений о назначении административного наказания и 54 случая обжалования иных решений и действий (бездействия), что составляет 4 % от общего количества принятых иных решений и действий (бездействия) ФАС России. За аналогичный период 2011 года было зафиксировано 597 случаев обжалования в арбитражных судах и судах общей юрисдикции решений (предписаний),  652 случая обжалования постановлений о назначении административного наказания и 79 случаев обжалования , при этом в I квартале 2011 года принято 8 581 решение (предписание), 2 593 постановлений о назначении административного наказания и иных решений и действий (бездействия). Таким образом, при большем количестве выданных решений (предписаний) и постановлений о назначении административного наказания, количество обжалованных решений (предписаний) и постановлений о назначении административного наказания в I квартале 2012 года уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

В I квартале 2012 года требования заявителей при обжаловании решений (предписаний) удовлетворены в 60 случаях (в 12 %), таким образом, судами были отменены лишь 0,6 % от принятых ФАС России решений (предписаний) (10 432). Требования заявителей при обжаловании постановлений о назначении административного наказания удовлетворены в 329 (57 %) случаях, что составляет 11 % от общего числа выданных постановлений о назначении административного (3 099). При обжаловании иных решений и действий (бездействия) требования заявителей удовлетворены в 6 (11 %) случаях, что составляет 0,5 % от принятых решений соответствующего вида.

Источник: http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_30679.html

Дата публикации: 10.05.2012

banner-oshibki

Поделиться с друзьями в соц. сетях:

Тэг: ,

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*