Закупки по контракту

новости закупокПрезидент Владимир Путин подписал закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который 1 января 2014 года заменит знаменитый 94-ФЗ.

Законопроект о федеральной контрактной системе принимался долго и с трудом, Споры и дискуссии относительно него внутри правительства велись почти три года. Появление этого законопроекта связано с признанием того факта, что радикальная реформа госзакупок, запущенная в 2005 году и реализованная в рамках действующего закона о госзакупках 94-ФЗ, не дала ожидаемых результатов.

Как отмечает ведущий российский специалист по госзакупкам, директор института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев, 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» должен был пресечь коррупцию в сфере госзакупок и расширить конкуренцию. Для этого в законе была прописана жесткая и очень детальная регламентация процедур размещения госзаказа с акцентом на отбор поставщиков по критерию наименьшей цены и ограничением использования любых качественных критериев при оценке заявок. Повышению конкуренции также должно было служить активное внедрение практики отбора поставщиков через аукционы (за счет ограничений на использование запросов котировок и проведение конкурсов). «Все эти меры способствовали росту конкуренции в госзакупках, но одновременно привели к перемещению коррупции на другие стадии закупочного цикла (планирование заказа и его исполнение), поскольку регулирование касалось только стадии размещения заказа, а также породили многочисленные проблемы с исполнением обязательств по контрактам», – отмечает Яковлев. При этом во главу угла при отборе поставщиков ставилась цена предоставляемых товаров и услуг, что часто оборачивалось неудовлетворительным качеством. «Оценить реальное качество товара в этих случаях можно только в процессе его использования, а подчас даже после использования или потребления данного товара или услуги. В этой ситуации деловая репутация и квалификация поставщика выступают своего рода гарантией качественного конечного результата, а отбор только по цене без учета этих факторов может давать сильные негативные эффекты, что и происходило в последние годы во многих закупках», – отмечает Яковлев.

Закон о контрактной системе должен изменить ситуацию, поскольку он будет охватывать весь цикл закупки.

Он устанавливает пять методов определения начальной (максимальной) цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых рыночных цен. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Изменение условий контракта не допускается. Если срок контракта – более трех лет, а цена – более 100 млн рублей, то контракт должен включать график исполнения.

Кроме того, заказчики должны вести планы закупок и планы-графики исполнения контрактов. Они будут обязаны распределять среди малого бизнеса не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Начальная (максимальная) цена контракта при этом не может превышать 20 млн рублей.

Поставщики должны будут раскрывать информацию о своих конечных собственниках и соисполнителях. Законом вводится институт обязательного предварительного общественного обсуждения закупок, превышающих 1 млрд рублей.

«Смысл новой системы, которую сейчас будут внедрять, в том, что регулирование начинает распространяться на все стадии закупок – от запуска самой идеи, ее обоснования: для чего нужна закупка, почему она должна быть именно такой, а не другой, и сколько она стоит, до исполнения заказа», – отмечает Яковлев и предупреждает, что закон сложный и требует тонкой настройки. По мнению Яковлева, стоит задуматься о внедрении элементов контрактной системы в режиме «пилотных проектов», что позволит снизить вероятность ошибок и уменьшить связанные с ними издержки. Он напоминает, что в США, где действует достаточно эффективная федеральная контрактная система, эта система создавалась в течение десятилетий. Причем эта система является многоуровневой, когда федеральные закупки регулируются федеральными нормативными актами, закупки на уровне штатов регулируются штатами. На федеральном уровне существуют разные правила и разные регламенты для разных федеральных агентств.

Сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка отмечает принципиальную важность раскрытия информации о закупочных планах государства и госкомпаний потому, что в ряде случаев именно это является основанием заняться тем или иным видом предпринимательской деятельности, инвестировать в производство.

«Масштаб госзакупок и закупок госкомпаний огромен – в совокупности более 10 трлн рублей, то есть около 20% ВВП страны. Это колоссальный рынок для бизнеса, для планирования им своей инвестиционной и предпринимательской деятельности. В целом по духу и смыслу федеральная контрактная система, включая закон о закупках госкомпаний как часть этой системы, пронизаны идеей профессионализации закупочной деятельности», – считает эксперт.

Автор: Екатерина Шохина

Источник: http://expert.ru/2013/04/11/zakupki-po-kontraktu/?n=87778

Дата публикации: 11.04.2013

Ссылка на основную публикацию