Закон о госзакупках перестанет действовать

новости закупокС момента принятия 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (2005 год) поправки в него вносились 27 раз. Совсем недавно Минэкономразвития заявило о представлении в правительство альтернативного законопроекта о федеральной контрактной системе. Существенные поправки в действующий закон предложила со своей стороны Федеральная антимонопольная служба России.

С вопросом о достоинствах и недостатках этого закона, перспективах развития правовых отношений в сфере госзакупок портал Delovoe.tv обратился к непосредственным участникам конкурсов, а также тем, что контролирует их соответствие требованиям закона.

По мнению многих экспертов, именно ныне действующий закон о госзакупках позволил принципиальную возможность конкуренции в этой сфере. «Можно сказать, что с принятием этого закона, действительно, очень многое изменилось в положительную сторону», — подтвердил Андрей Бреусов, начальник юридического управления ОАО «Звезда». Он указал на то, что «коррупционная составляющая существенно уменьшилась», однако не исчезла совсем. «На практике у нас очень много к нему вопросов и проблем с его применением», — сказал Андрей Бреусов в интервью порталу Delovoe.tv.

В качестве основных недостатков эксперт назвал недостаточную проработанность закона с точки зрения формирования заказа и квалификационных требований к участникам конкурса. «Зачастую организации, фирмы, которые не имеют достаточного опыта, достаточной квалификации для исполнения того или иного государственного заказа, попадают на конкурсы, принимают в них участие и благополучно выигрывают, предлагая значительно низшую цену. И при этом либо не исполняют данный государственный контракт, либо исполняют его с ненадлежащим качеством», — подчеркнул Андрей Бреусов.

Отметим, что мнение эксперта совпадает с позицией Минэкономразвития, озвученной недавно замминистра Михаилом Осеевским. По словам чиновника, в представленном на рассмотрение правительства проекте закона о контрактной системе содержится положение о том, что заказчик вправе устанавливать квалификационные требования к участникам тендеров. Более того – контракты на проектные работы, научные исследования предполагается заключать в два этапа и с более чем одним участникам конкурса.

«Серьезные предложения относительно 94-ФЗ появились только в марте нынешнего года, — сообщил спикер ОАО «Звезда» Андрей Бреусов, подчеркнув, что все ранее вносившиеся поправки имели, скорее, технический характер и мало влияли на практическое применение закона.
По мнению Андрея Бреусова, чтобы правовые отношения в сфере государственных контрактов не вызывали вопросов, прежде всего необходимо сделать максимально прозрачной процедуру размещения госзаказа. Кроме того, «в обязательном порядке» необходимо прописывать в конкурсной, аукционной документации квалификационные требования к участникам размещения заказов и сделать максимально прозрачным порядок формирования начальной максимальной цены контракта. «На сегодняшний момент то, как формируется начальная цена контракта, – абсолютно темная схема», — отметил спикер ОАО «Звезда».

Как показывает практика, в своей нынешней редакции 94-ФЗ «очень неплохо» регулирует простые закупки, но никак не приспособлен к сложным – таким как опытно-конструкторские-работы. «ОКР – достаточно сложные и долгосрочные. Предусмотреть на этапе размещения фиксированную максимальную цену контракта крайне сложно, а зачастую невозможно», — сказал Андрей Бреусов, сославшись на примеры из практики участия в тендерах по линии государственного оборонного заказа ОАО «Звезда».

Решения в кратчайшие сроки, убежден эксперт, требует и размер ответственности для сторон за нарушение условий контракта: «На сегодняшний момент законом предусмотрена разная ответственность для заказчика и для исполнителя. Для заказчика – четко зафиксированная, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования. Однако при этом для исполнителя предусмотрена ответственность не менее одной трехсотой ставки рефинансирования, чем заказчики умело пользуются, и на практике в госконтрактах у нас зачастую встречается значительное завышение меры ответственности для исполнителя», — констатировал Андрей Бреусов.

По мнению Юрия Новолодского, президента Балтийской коллегии адвокатов, тендеры «превратились в откровенный балаган». «Если изучить этот тендер, можно сразу понять: кто тут блатной, кто выиграет тендер, а кто – подставные. Можно при желании даже установить аффилированность этих фирм. Это небольшой спектакль, который должен по формальным соображениям соответствовать закону, но не по сути», — прокомментировал ситуацию Юрий Новолодский.

В качестве примера он привел случай из собственной юридической практики, когда ему удалось доказать ничтожность результатов конкурса, внешне проведенного в соответствии с буквой закона. «Огромное четырехэтажное здание задешево перешло от государства в частные руки. По закону требуется объявлять конкурс, информация об этом должна быть в СМИ. Нам представили в суде газету, в которой было опубликовано объявление. Мне пришлось доказать, что у этой газеты всего два подписчика: один в Петербурге, другой в области. И что эти подписчики – они же учредители газеты. По-моему, распространение информации таким образом превращается в свою противоположность», — заявил Юрий Новолодский.

Адвокат убежден: государство прекрасно осведомлено о существующем «балагане», а не исключает его из правовой практики – «потому что не хочет». Потому что подобное регулируемое распределение – неотъемлемая составляющая современной экономической культуры.

Спикер ОАО «Звезда», однако, такую позицию не разделяет. Андрей Бреусов не только признал, что надеется на кардинальные изменения в сфере госконтрактов, но и подчеркнул, что их стоит ожидать в ближайшее время – с учетом того, что обсуждение 94-ФЗ в последнее время «очень активизировалось».

Источник: http://www.tendery.ru/?page_id=269&news_id=1003217

Дата публикации: 24.04.2012

Ссылка на основную публикацию