Заказчик не нужен: О возможности перечисления средств в качестве обеспечения заявки на счет специализированной организации

новости закупокВ последнее время участились случаи, когда заказчик в конкурной документации устанавливает требование о перечислении средств в качестве обеспечения заявки на счет специализированной организации.   Однозначного ответа на вопрос о правомочности таких действий заказчика нет. Сколько юристов столько и мнений. Попытаемся проанализировать данную ситуацию.

Статьей 6 Закона о размещении заказов не предусмотрена передача заказчиком функции по аккумулированию средств, полученных в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе, специализированной организации.

Более того в соответствии с ч.12. статьи 28 Закона обязанность по возврату обеспечения заявки лежит на заказчике (уполномоченном органе), Поэтому и принимать такое обеспечение следует заказчику (уполномоченному органу), а не специализированной организации.

А в соответствии с ч.3. статьи 6 Закона специализированная организация осуществляет указанные в части 1 настоящей статьи функции от имени заказчика или уполномоченного органа. При этом права и обязанности возникают у заказчика или уполномоченного органа. Косвенно эти доводы подтверждаются тем, что функционал официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов не позволяет заказчику вносить в извещение о проведении открытого конкурса реквизиты для перечисления средств в качестве обеспечения заявки, отличные от реквизитов соответствующего расчетного счета заказчика.

Кроме того в соответствии с письмом Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации «Об открытии федеральным учреждениям лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации» от 06.02.2006 № 42-7.1-15/5.2-51 средства в качестве обеспечения заявок подлежат учету на счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Специализированная организация таких счетов не имеет. Вносимая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе сумма признается  задатком в контексте норм статей 448, 449 Гражданского кодекса РФ, независимо от того, как эта сумма названа в извещении о проведении торгов и прочих документах. Такой вывод, в частности, содержится в постановлении ФАС Центрального округа от 28 февраля 2007 г. № А48-2962/06-4.   В соответствии с частью 1 статьи 380 Гражданского кодекса РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

При проведении открытого конкурса договаривающимися сторонами является заказчик и участник размещения заказа. Соответственно задаток (обеспечение заявки) должен передаваться участником конкурса (одной стороной) заказчику (второй стороне). Специализированная организация в данном случае является третьей стороной, не связанной с участником размещения заказа никакими договорными или иными отношениями.

Необходимо отметить, что возможна ситуация, когда организация, получив под видом специализированной организации чужие денежные средства в обеспечение заявок участников размещения заказа, исчезнет со всей этой суммой. Возмещать убытки в этом случае придется заказчикам, поскольку они несут солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком, уполномоченным органом на основе контракта и связанных с размещением заказа.

В этой связи ООО «ГОЛОС» 19.04.2012 г. подало в ФАС России жалобу на действия (бездействие) заказчика — Федерального  государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» — при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации в рамках проведения проектных и изыскательских работ для строительства объекта «Кампус Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (номер извещения 0373100099712000001).

По результатам рассмотрения ФАС России жалоба признана необоснованной. Фактически ФАС России признала правомерность перечисления средств в качестве обеспечения заявки на счет сторонней организации (специализированной организации), что практически позволяет реализовывать различные мошеннические схемы при размещении заказов для государственных нужд.

Автор: Алексей Осипов

Источник: http://www.tendery.ru/?page_id=269&news_id=2002851

Дата публикации: 19.07.2012

Ссылка на основную публикацию