За качество отвечают

kritikaНегативные отзывы о пресловутом Федеральном законе №94 все больше приобретают характер лавины, которая грозит «снести» закон о госзакупках в нынешнем его виде. Ему на смену идет очередная реформа, связанная с внедрением контрактной системы. Как будет чувствовать себя в новых условиях лесное хозяйство?

ФЗ №94, регламентирующий порядок размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, сейчас не пинает только ленивый. Специалисты, вынужденные иметь дело с этим законом, уже много лет говорят о том, что вместо борьбы с коррупцией закон открыл большие возможности для сомнительных операций с бюджетными средствами. Недобросовестные компании, у которых за душой нет ни оборудования, ни специалистов, ни денег, путем откровенного демпинга выигрывают аукционы, получают казенные средства, а дальше, что называется, трава не расти. Скандалы, связанные с невыполнением или некачественным исполнением госзаказов, давно рассматриваются как неизбежное зло. С другой стороны, длительная по времени процедура размещения госзаказа не позволяет оперативно принимать жизненно необходимые решения. Не секрет, что передача функций по тушению лесных пожаров специализированным учреждениям была продиктована именно непродуманностью и неповоротливостью ФЗ №94.

Постепенный переход на контрактную систему планируется начать в январе 2014 года. В полную силу закон о контрактной системе должен вступить с 1 января 2017 года. Какие основные принципы легли в основу очередной реформы – подробно прокомментировала начальник правового отдела управления контроля и размещения государственного заказа ФАС России Диляра Баширова.

По ее собственному признанию, когда впервые читаешь документ, возникает ощущение хаоса и непонимания, так как в нем слишком много отсылочных норм. Но после второго и третьего «захода» вырисовывается вполне стройная картина грядущих изменений.

– Главная цель контрактной системы – повысить уровень, качество поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, – говорит Диляра Баширова. – Не секрет, что Федеральный закон № 94, который родился в недрах антимонопольной службы, был в большей степени направлен на защиту конкуренции, на развитие предпринимательства и в меньшей степени достигал целей, стоящих перед заказчиками.

По мнению Башировой, за 6 лет действия закона рынок государственного и муниципального заказа значительно расширился, но вместе с этим стали очевидны откровенно «слабые места» действующего законодательства. По словам Диляры Башировой, возникла необходимость «перенаправить деятельность заказчиков и переориентировать их с расширения числа участников на выполнение задач, поставленных в целевых программах».

Если в законе № 94 подробно, до мелочей расписана стадия размещения заказа, то на стадии исполнения контракта заказчик оставался один на один с компанией-победителем. Законодательство не установило никаких обязательств для недобросовестных исполнителей, что создало ощутимую «брешь» в нелегком деле эффективного расходования бюджетных средств. Например, нигде не была прописана обязанность взимать неустойку.

– Те заказчики, которые знали, как ее взыскивать, ее взыскивали. Те, кто знал, но не хотел ее взыскивать со своих собственных поставщиков, ее не взыскивали, – заметила Диляра Баширова, сославшись на результаты проверок Счетной палаты.

В контрактной системе, которая придет на смену, попытались регламентировать все стадии закупок, начиная от размещения плана заказа и заканчивая проверкой качества исполнения контракта. Прозрачность процесса планируется обеспечить путем размещения на официальном сайте подробной информации о плане-графике закупок, реестра контрактов, каталогов товаров, работ и услуг, реестров банковских гарантий и недобросовестных поставщиков. После исполнения контракта заказчик обязан будет детально проанализировать результаты и определить, были ли достигнуты поставленные задачи. Если цель не была достигнута, то заказчик должен выявить причины и учесть их в своей дальнейшей работе.

– Концепция контрактной системы подразумевает то, что она самосовершенствуется. Заказчик должен учиться на собственных ошибках, – отметила начальник отдела ФАС России.

  Фактически контрактная система нацелена на глубокую регламентацию всех стадий, связанных с закупками. Так, рассказала Баширова, планируется создание типовых контрактов, где будут прописаны требования к товарам и услугам, к участникам размещения заказа при определении поставщиков, условия приемки товаров и услуг, правила расторжения контракта в одностороннем порядке и многое другое. Если сейчас ответственность за результат закупки не является принципом при ее размещении, то в контрактной системе, напротив, все подчинено конечному результату. Предполагается осуществлять контроль на стадии планирования, на уровне определения поставщика и исполнения контракта. При этом зафиксировано, что руководитель контрактной службы будет нести персональную ответственность за результат закупки.

Учитывая, что к контрактным служащим будут предъявляться довольно высокие требования, которые потребуют переподготовки кадров, Диляра Баширова уверена в необходимости создания специализированных подразделений, занимающихся исключительно закупками. По ее словам, существует возможность передачи этих функций подведомственным организациям. В ряде случаев заказчики будут обязаны привлекать экспертные организации для приемки товаров, работ и услуг. В контрактной системе существует и другое новшество –  принцип стимулирования инноваций. Это сделано для того, чтобы заказчики закупали не только качественный товар, но, по возможности, инновационную, высокотехнологичную продукцию.

Появление реестра недобросовестных поставщиков является принципиальным моментом в грядущей реформе. Основным способом закупки провозглашается открытый конкурс, особенностью которого является сокращенный срок подачи заявок. При этом рассмотрение заявок будет проходить в период до 20 дней. Основаниями для отказа в допуске к конкурсу являются несоответствие подаваемых документов установленным требованиям и присутствие компании в реестре недобросовестных поставщиков. Если у руководителя предприятия, членов исполнительного органа или главного бухгалтера имеется судимость, пусть даже погашенная, то это также служит основанием для отказа в участии в конкурсных процедурах. Если сей неприглядный факт выявляется не на стадии рассмотрении заявок, а позднее, уже после проведения конкурса, с таким победителем контракт не заключается. В случае, когда контракт уже подписан, он все равно расторгается, объяснила Баширова, а организация включается в реестр недобросовестных поставщиков.

– Теперь заказчик не стеснен тем, что должен выявить недостоверные сведения до заключения контракта, – объясняет специалист антимонопольной службы.

Один из самых сложных для заказчика периодов начинается, когда работы уже выполнены. В законе о контрактной системе подробно расписано, как принимать товар, услуги или работы, как оценивать качество, что делать, если условия контракта не выполнены. Диляра Баширова акцентировала внимание на том, что в контрактной системе появляется обязанность заказчика взыскивать неустойку, если есть претензии к поставщику. При этом в документах должна быть прописана конкретная сумма, от которой будет рассчитываться неустойка и которую обязаны взыскать при несоблюдении условий контракта.  Баширова не исключает, что это может отпугнуть компании, особенно когда речь пойдет о небольших сделках.

По новым правилам заказчик сможет либо сам принять работы, услуги или товар, либо возложить эту миссию на экспертную организацию. Жесткая необходимость привлекать экспертов со стороны возникает только в исключительных случаях, когда торги признаны несостоявшимися или если речь идет о чрезвычайных ситуациях. Но экспертная организация не принимает окончательного решения, а лишь дает свое заключение. Последнее слово, как и ответственность, заметила Диляра Баширова, в любом случае остается за заказчиком. При этом в законе указано, что решение заказчика не может быть иным, чем экспертное заключение. В общем, в любом случае эксперт прав. Но зато у заказчика появляется возможность отказаться от заключения контракта в одностороннем порядке.

По информации Башировой, сейчас обсуждается необходимость скорейшего внесения изменений в ФЗ №94, разрешающих односторонний отказ от заключения контракта.

– При хорошем стечении обстоятельств такая возможность появится уже в сентябре, – сказала она. По оценке специалиста антимонопольной службы, для того, чтобы закон о контрактной системе мог вступить в силу, так сказать, в полном объеме, необходимо принять, как минимум, 37 правовых актов. Пока они все в стадии разработки. Так что, уверена Баширова, вероятность того, что контрактная система начнет действовать с 1 января 2014 года, крайне низка. В лучшем случае, вступление закона отодвинут на полгода. Но, убеждена Диляра Баширова, изучать закон лучше сейчас, чтобы вовремя адресовать вопросы Министерству экономического развития.

– Станет сложнее, станет ответственнее, станет более профессионально. Заказчик не сможет совмещать обязанности контрактного служащего с иной деятельностью, – сказала она.

Конечно, что конкретно получится из новой контрактной системы, покажет практика. У многих специалистов лесного хозяйства перспектива перехода на контрактную систему восторга пока не вызывает. Бытует мнение, что новый закон может подбросить еще больше непредвиденных сюрпризов, чем нынешняя практика размещения государственных и муниципальных заказов. Как говорится, поживем – увидим…

Автор: Антонина Крамских

Источник: http://lesvesti.ru/news/expert/5314/

Дата публикации: 12.07.2013

Ссылка на основную публикацию