Украина: Оппозиция хочет вернуть контроль над госкомпаниями

новости закупокДепутаты предлагают возобновить контроль над государственными закупками предприятий, осуществляющих их за собственные средства. Оппозиция предлагает обязать госкомпании обнародовать отчеты о проведении закупок с указанием цен, характеристик товаров, работ и услуг, а также поставщиков. Эксперты утверждают, что вмешательство в коммерческую деятельность компаний, даже если они являются государственными, снизит их конкурентоспособность в сравнении с частным бизнесом.

Депутаты трех оппозиционных фракций — «Батькивщины», УДАРа и «Свободы» — вчера подали предложения в закон «Об осуществлении государственных закупок». В законопроекте N2207 заложены нормы, призванные вернуть общественности контроль над госпредприятиями, которые осуществляют закупку товаров, работ и услуг за собственные средства. В минувшем году парламент вывел эти компании из-под действия тендерного закона. И хотя они сохранят право не проводить тендеры — оппозиция его не оспаривает — их хотят обязать хотя бы обнародовать отчеты о результатах проведения своих закупок. Это необходимо будет делать на сайте Минэкономразвития (уполномоченный орган) в течение трех рабочих дней после заключения договора. Разглашению подлежит информация о наименовании, количестве товара, его технических и качественных характеристиках, месте поставки, цене, поставщике.

Как рассказала «Ъ» один из авторов законопроекта Олеся Оробец («Батькивщина»), вывод госпредприятий из-под действия тендерных процедур «засекретил» едва ли не две трети бюджета, несмотря на предостережения экспертов Всемирного банка и Еврокомиссии. «Пусть госпредприятия не участвуют в тендерных процедурах, а просто отчитываются, у кого, по какой цене и что именно покупают или продают. По крайней мере, это защитит право налогоплательщиков проконтролировать то, на что, как и насколько рачительно расходуются их средства»,— считает она. За январь-сентябрь 2012 года, согласно данным Госстата, было заключено соглашений о расходовании государственных средств на 332,3 млрд грн, в том числе 213,2 млрд грн без процедур (из них на государственные компании пришлись закупки на 189 млрд грн).

Эксперты отмечают, что требование предоставить такую информацию является вмешательством в коммерческую деятельность предприятий. «Если бы речь шла о государственных средствах, тогда в этом есть смысл. Но когда предприятие тратит собственные деньги, кому какое дело, как оно это делает,— удивлен и. о. президента Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Вячеслав Быковец.— У конкурентов в таком случае появится возможность отслеживать, кто и какие суммы тратит, а кто является контрагентом». По мнению первого заместителя главы Украинского союза промышленников и предпринимателей Сергея Прохорова, необходимость раскрытия отчетов снизит конкурентоспособность предприятия и усложнит его работу. «Есть понятие производственной необходимости: зачем бизнесу отчитываться, какую деталь и для чего он купил за свои средства? — недоумевает он.— А если зарубежные компании будут читать эти отчеты, они смогут определить технологический цикл предприятия, а это уже безопасность страны в целом». Кроме того, такая норма, по мнению господина Прохорова, это проявление недоверия к нанятому государством руководителю госкомпании.

Соавтор документа Виктор Чумак (УДАР) настаивает на том, что коммерческой тайны в отчетах не будет. «Их собственные деньги — средства, заработанные за счет государства, поэтому речь идет о публичных финансах. Наша цель — посмотреть, как они себя ведут на рынке и по какой цене закупают»,— резюмировал он.

Автор: Наталья Непряхина

Источник: http://www.kommersant.ua/doc-y/2121830

Дата публикации: 07.02.2013

Ссылка на основную публикацию