Система Госзакупок создает коррумпированных чиновников и неэффективных менеджеров

новости закупокТакое мнение выразил Сергей Габестро, гендиректор торгового портала Fabrikant.ru, омбудсмен по государственным контрактам, в эфире Финам FM.

Госзакупки против коррупции. Такое возможно? Для чего была создана система государственных закупок, полезна ли она для государства и эффективна ли она для борьбы с коррупцией? На эти вопросы отвечали эксперты в ходе программы “Реальное время” на Финам FM.

“Мы теряем больше не на самом воровстве, а на бесхозяйственности. На отсуствии планирования, на отсутствии правильного подхода. Принимать решения на основе цены никто из нас с вами решения не принимает. Цена – один из факторов. Почему мы с вами, покупая что-либо, оцениваем все факторы, а тут принимают закон, по которому цена – это главный фактор. Я считаю 94 ФЗ законом, который построил абсолютно кривую систему заказа, породил огромное количество коррумпированных чиновников, мошеннических компаний, проблем связанных с построением информационной системе”, – отметил Сергей Габестро, гендиректор торгового портала Fabrikant.ru, омбудсмен по государственным контрактам.

“По моему опыту работы и на стороне заказчика и на стороне подрядчика, то, что сделал 94 ФЗ, дезориентировал всех, кто участвует в закупочной деятельности. Он концентрируется на правильности проведения процедуры. Если я закупил золотой унитаз, но правильно и по хорошей цене, то я герой. Зачем нужен золотой унитаз”, — рассказал Сергей Картаев, гендиректор компании «Синапс-Мск», председатель комитета по инновациям Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ).

По мнению экспертов, система госзакупок вообще не предназначена для борьбы с коррупцией и не ставит такую цель.

“Сама эта система не предназначена для борьбы с коррупцией. Если вы соблюдаете процедуру, остальное не имеет значения. Вы идете в магазин. Когда вы покупает нечто в магазине, вы покупаете не сам товар, а эффект. Ели вы голодны вы покупаете продукты, если вам негде жить вы покупаете дом. Система закупок предназначена для закупок номенклатуры”, — сказал Сергей Габестро.

“Даже выгодно закупать такую продукцию, которая выходит из строя, чтобы затем снова купить его. Этот госзакон выталкивал всех эффективных менеджеров. Добросовестным там невозможно работать. Именно поэтому и президент и премьер приняли решение, что экспериментов со страной хватит. Давайте внедрять систему федерального контракта. Проблема в то, что у нас антимонопольный орган контролирует госзакупки. Такого нет нигде в мире. Этим занимаются отдельные комитеты. Но нигде не антимонопольный орган”, — считает Сергей Картаев.

“Вроде бы ФАС должна заниматься вопросами ограничения монополии, расширения конкуренции. Здесь речь идет о закупочных процедурах. Очень косвенно. Я не взялся бы утверждать, что всех добросовестных менеджеров вытолкнули. Но им приходится работать не благодаря системе, а вопреки системе, это действительно так. Но они сохраняются в системе, на них стоит опираться, их стоит искать. Кто заинтересован в сохранении коррупционной схемы. Очень многие живут на сегодняшний день по формуле “РОЗ”: распил, отказ, занос. Чем больше откат, тем хуже может быть продукция и наоборот. Для многих это удобная формула. Гораздо проще иногда списать свою неэффективность на то, что вот такая система. Сегодня больше компаний начинают жить по другой формуле, где победа — это лучшее предложение плюс качественное отношение к заказчикам”, — добавил Сергей Габестро.

Источник: http://www.tendery.ru/?page_id=269&news_id=2005323

Дата публикации: 11.10.2012

Ссылка на основную публикацию