Штрафы за нарушения закона о закупках госкомпаний затерялись в межведомственных согласованиях

новости закупокК 1 октября все госкомпании и естественные монополии должны будут окончательно перейти на жизнь по 223-ФЗ (в частности, публиковать всю информацию о закупках на официальном портале zakupki.gov.ru). Впрочем, несмотря на то что до часа икс осталось меньше месяца, участники рынка до сих пор не знают, что им грозит за неисполнение законодательных правил. А правила нарушать придется, сетуют заказчики, — как минимум в части обязательной интеграции с общероссийским сайтом.

Как рассказали РБК daily в ФАС, проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) все еще находится на стадии межведом­ственного согласования. «Согласование проекта — серьезный процесс, требующий детальной проработки. Сроки внесения согласованных поправок пока не определены», — пояснили в антимонопольной службе.

В случае если поправки не будут приняты до 1 октября, согласно КоАП на нарушившего 223-ФЗ заказчика не может быть наложен штраф, подчеркнули в ФАС. Впрочем, если поставщик попытается обжаловать сделку в суде, то согласно ст. 449 Гражданского кодекса суд может признать такую сделку недействительной. «Также согласно ч. 4 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» сделка также может быть признана недействительной по иску ФАС России», — отметили в ведомстве Игоря Артемьева.

Предполагается, что суммы штрафов будут не меньше, чем суммы, прописанные в законе о госзакупках (94-ФЗ). «Все суммы штрафов указаны в КоАП — наложение административного штрафа на должностных лиц составляет до 50 тыс. руб., а на юридических — до 500 тыс. руб. в зависимости от состава нарушения», — говорит гендиректор ОАО «ЕЭТП» Антон Емельянов, добавляя, что сохранение такой планки и для закупок госкомпаний — вполне адекватный шаг. «Не сильно важно, какая будет сумма штрафа. Важен тот факт, что штраф будет, и он будет взиматься согласно правовым нормам. Даже если сумма штрафа будет равна 10 тыс. руб., это будет очень неприятно бить по бюджетам компаний. Опять же штраф — это мера, которая заставляет внимательнее относиться к закону», — уверен он.

Другие участники рынка считают, что размер штрафов должен отличаться, поскольку 223-ФЗ и 94-ФЗ — две разные сферы, и схемы закупок в них разнятся, уверяет заказчик крупной госкорпорации.

«223-ФЗ предоставляет участнику закупки право обжаловать в ФАС действия (бездействие) заказчика в случае неразмещения им на официальном сайте положения о закупке либо информации о закупке. Пока не введены штрафы, никакой административной ответственности за это не будет. Однако основной риск для заказчика — отмена решений комиссий по торгам — уже будет реален. При этом само положение о размещении информации на официальном сайте в настоящее время проходит согласования в правительстве», — объясняет риски для госкомпаний член комитета по праву и законопроектной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), руководитель антимонопольной практики юридиче­ской компании ART DE LEX Ярослав Кулик.

ФАС пока сможет только рассматривать жалобы (на основании ч. 10 ст. 3 223-ФЗ), штрафы никто платить не может, подтверждает заказчик одной из крупных госкорпораций. Впрочем, такой законодательный пробел — ничто по сравнению с тем, что многие компании к 1 октября не успеют выполнить все требования 223-ФЗ. В частности, требование об обязательной инте­грации: никто еще не успел этого сделать, добавляет собеседник РБК daily в другой госкомпании. Более того, из последнего драфта положения о размещении информации правила об интеграции вообще исчезли, добавляет источник, знакомый с ситуацией.

Сейчас под действие 223-ФЗ подпадает более 400 тыс. компаний. Примечательно, что изначально планировалось, что новые правила публикации наступят с 1 июля. К этому же сроку должны были появиться поправки в КоАП, регламентирующие наказание на нарушение правила 223-ФЗ.

Автор: Анастасия Литвинова

Источник: http://www.rbcdaily.ru/2012/09/06/focus/562949984659379

Дата публикации: 06.09.2012

Ссылка на основную публикацию