Россия, Белоруссия и Казахстан готовятся создать единый закон о конкуренции

новости закупокСтраны — члены Таможенного союза начали работу над созданием единого антимонопольного кодекса. Пример Таможенного кодекса ТС показал, что унификация законодательства на территории бывшего СССР вполне реальна. Единый подход к антимонопольному регулированию необходим для защиты интересов национального бизнеса, считают эксперты.

В следующем году Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) закончит работу над проектом закона о конкуренции для Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии. А к 2015 году ЕЭК планирует разработать единый антимонопольный кодекс. Об этом со ссылкой на министра по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлана Алдабергенова

«Первая задача, которая стоит, — нам надо сблизить законодательства о конкурентной политике, чтобы они не были разными. Эту задачу мы должны выполнить к середине следующего года», — сказал он.

По словам Алдабергенова, до конца этого года комиссия будет разрабатывать «модельный закон о конкуренции», потом документ будет обсуждаться в регионах, после чего, как ожидается, его примут главы трех государств.

«К 2015 году задача — разработка уже антимонопольного кодекса. То есть практически границ нет, свободное перемещение товаров должно быть, и все, конечно, в идеальном случае должно регламентироваться одним единым документом», — пояснил министр.

С созданием единого антимонопольного кодекса законодательство для трёх стран — России, Белоруссии и Казахстана — унифицируется, отмечает начальник отдела юридического консалтинга юридической компании «Приоритет» Мария Калинина. «В рамках формирования единого экономического пространства это совершенно естественно и оправданно», — говорит она.

В свою очередь адвокат юридической компании «Налоговик» Антон Соничев замечает, что пока речь идёт лишь о модельном антимонопольном кодексе. Он будет определять только примерные правовые нормы, которые сначала должны стать образцом для национального законодательства каждой страны, а потом и финальной версии антимонопольного кодекса Таможенного союза.

Для сравнения: модельный кодекс СНГ был принят в 1996 году, но законодательство России, Белоруссии и Казахстана об уголовной ответственности отличается, работа дальше не идет. Особенно в части уголовного преследования за экономические преступления. Подобное может случиться и с антимонопольным кодексом, полагает Соничев.

В любом случае на примере Таможенного кодекса ТС власти трех государств показали, что унификация законодательства на территории бывшего СССР реальна. «Если будет принят именно финальный антимонопольный кодекс, а не модельный, то законодательство в сфере регулирования монополистической деятельности трех государств будет приведено в одинаковое состояние, — поясняет эксперт. — В этом нуждаются все члены Таможенного союза для защиты интересов национального бизнеса».

К примеру, единый подход к антимонопольному регулированию снижает возможность возникновения таких спорных ситуаций, как предъявление штрафа со стороны властей Узбекистана к дочерней компании МТС.

А вот оценить, станет ли антимонопольное законодательство жестче или мягче, можно будет не раньше вступления в силу антимонопольного кодекса, считает Калинина.

«Более важным с точки зрения здравого смысла является сближение норм, которые регулируют отношения трех стран — участниц экономического союза в области конкурентных взаимоотношений. Сглаживание острых углов и экономических противоречий сделает сильнее экономику этих стран и, безусловно, учтет их интересы», — резюмирует Калинина.

По словам Соничева, в Белоруссии законодательство о защите конкуренции более мягкое. Так, ответственность за недобросовестную конкуренцию для субъектов среднего бизнеса и чиновников была введена только недавно. В России же административные взыскания на чиновников за нарушение конкуренции существуют давно и применяются на практике.

Вместе с тем эксперт не ждет существенных изменений для РФ в связи с единым антимонопольным кодексом. «Практика показывает, что разрабатываемые нормативные документы для Таможенного союза и стран СНГ являются более близкими по своему содержанию к российскому законодательству», — говорит он.

Возможность ужесточения законодательства можно ожидать, но не только для России. «Это общая тенденция в развитии антимонопольного законодательства, которая задается главным реформатором в этой сфере — Федеральной антимонопольной службой РФ», — заключает Соничев.

ЕЭК была создана в конце 2001 года в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Комиссия выступает как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП.

При этом ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и не подчиняется какому-либо из правительств трех стран. Решения комиссии обязательны для исполнения на территории трех стран (ближайшая аналогия — Евросоюз и его управляющий орган Еврокомиссия во главе с Баррозу и штаб-квартирой в Брюсселе).

Главная задача ЕЭК — обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП, а также выработка предложений в сфере интеграции стран в их рамках. ЕЭК передаются полномочия упраздняемой Комиссии Таможенного союза (КТС).

Источник: http://www.bujet.ru/article/197407.php

Дата публикации: 24.08.2012

Ссылка на основную публикацию