Проект закона о федеральной контрактной системе недооценил потенциал малого бизнеса

новости закупокОдним из центральных событий года в номинации «Новое законодательство», вне всякого сомнения, стала разработка, общественное обсуждение и внесение в Госдуму проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Первое чтение проекта запланировано на 20 июня. Уже летом профильный комитет Думы и минэкономразвития планируют провести обсуждение поправок к проекту, а также представить на суд общественным и предпринимательским структурам 21 обязательный подзаконный акт, разработка которых прямо вытекает из закона. Эксперты ТПП намерены активно участвовать в такой работе.

Создание закона о ФКС стало для разработчиков крайне непростой задачей — он вводит много новых институтов, направленных на развитие конкуренции, обеспечение регламентации и структурирование всех стадий процесса государственных (муниципальных) закупок. Работа над проектом шла сложно, в постоянных дискуссиях с участием специалистов минэкономразвития, ТПП РФ, Госдумы, Счетной палаты и т.д. Многие замечания были учтены разработчиками на стадии нулевого чтения. Однако целый ряд предложений, поступивших от представителей бизнеса и внесенных ТПП РФ в Государственную Думу, пока не учтены. Основной момент — это вопросы участия в ФКС малого бизнеса и предоставления преференций малым предприятиям. В целях привлечения большего количества малых предприятий в размещение государственного (муниципального) заказа и стимулирования спроса на их продукцию работы и услуги ТПП РФ предлагает увеличить минимальную квоту участия малого бизнеса с 10 до 20%. Кроме того, установленные ограничения по цене контракта также являются завышенными, в настоящее время «малыши» вполне могут справиться с более крупными заказами. В связи с этим пороговое значение максимальной (начальной) цены контракта при специализированных торгах предлагается увеличить с 15 до 30 млн руб.

Также в законопроекте отсутствуют термины «независимый эксперт», «независимая экспертная организация». Необходимость включения данных терминов продиктована существованием двух форм экспертизы: государственной и независимой, а также употреблением в законодательных актах и в правоприменительной практике терминов «независимый эксперт (независимая экспертиза)» и «эксперт, работающий в государственной экспертной организации (государственная экспертиза)». Порядок использования такой терминологии прослеживается во многих федеральных законах. И если мы хотим задействовать эффективный механизм независимой экспертизы, надо определить и порядок финансирования экспертных услуг, из-за отсутствия которого на практике привлечение независимых экспертов будет невозможно. При привлечении сторонних компетентных специалистов и организаций к участию в ФКС оплата экспертных услуг может быть отнесена к издержкам закупки товаров, работ и услуг.

Кроме того, в законопроекте перечислены основные полномочия правительства, а именно определение основных направлений государственной политики в федеральной контрактной системе, правовых и экономических мер, направленных на ее развитие; нормативное правовое регулирование в сфере планирования, прогнозирования и осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др. ТПП РФ считает необходимым наделить кабинет министров дополнительными полномочиями по определению особенностей правового регулирования в отдельных сферах закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг. Это позволит в подзаконных актах установить специфику в той или иной отрасли закупки. В 2011 году в законе N 94-ФЗ появились аналогичные положения, предусматривающие права правительства определять особенности размещения конкретного заказа или дополнительные условия исполнения контракта. Такие особенности были, например, предусмотрены в отношении сложного медицинского оборудования (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 года N 881).

Нужно дополнить законопроект положениями о создании и функционировании Совета по ФКС при правительстве. Во-первых, значительная часть нормативного правового регулирования в этой сфере, согласно проекту, принадлежит как раз правительству. Кроме того, создание такого совета необходимо в целях организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, бизнес-структур и других общественных объединений — с другой.

Также необходимо предусмотреть обязательное участие в комиссиях заказчика по осуществлению закупок представителей некоммерческих организаций, представляющих интересы предпринимателей, что позволит повысить ответственность как заказчиков, так и исполнителей госзаказа, и будет способствовать снижению коррупционных рисков при принятии решений.

Отсутствие в законопроекте четких положений об эффективности осуществления закупок при условии большей свободы выбора способов размещения государственных (муниципальных) заказов, методов определения начальной цены, установлении квалификационных требований к исполнителям может привести к негативным последствиям. Предлагается закрепить в проекте закона положение о том, что критерии эффективности осуществления закупок товаров, работ и услуг и методика ее определения устанавливаются уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти.

Помимо этого в законопроекте предусмотрен перечень критериев, который заказчик вправе использовать для оценки заявок (предложений) участников процедур закупок и определения победителя. Нужно дополнить указанный перечень такими критериями, как поставка продукции отечественного производства, а также привлечение к исполнению контракта на условиях субподряда субъектов малого предпринимательства, что позволит получить преференции отечественным производителям товаров, а также тем участникам торгов, которые работают с малым бизнесом. При этом важно определять степень локализации производства товара. Надо разработать шкалу преимуществ в зависимости от доли производства комплектующих на территории России. Это будет способствовать инвестициям и создавать мотивации развития производственной активности в России.

Представляется необходимым включить в законопроект положения о ведении в рамках ФКС реестра добросовестных поставщиков. Поставщики (подрядчики, исполнители), успешно и вовремя исполняющие контракты, также должны быть объединены в единую базу данных и вправе рассчитывать на определенные льготы в рамках новой системы.

И наконец, при заключении контракта по соглашению заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в контракт может быть включено условие о передаче споров между его сторонами на разрешение третейского суда. ТПП РФ уже 80 лет занимается развитием третейского разбирательства. Международный коммерческий арбитражный суд и Третейский суд для разрешения экономических споров при палате являются наиболее авторитетными арбитражными институтами в России и мире. На сегодняшний день при территориальных палатах постоянно действует 110 третейских судов. И указание третейских судов при ТПП РФ и при территориальных палатах в качестве арбитражных институтов, которые вправе разрешать гражданско-правовые споры, вытекающие из государственных или муниципальных контрактов, будет в наибольшей степени отражать интересы государства и муниципальных образований по высокопрофессиональному и беспристрастному рассмотрению споров в кратчайшие сроки.

Это далеко не все предложения предпринимательского сообщества по доработке проекта закона. Уверен, что предложения бизнеса будут востребованы и приняты во внимание при доработке документа ко второму чтению.

Автор: Владимир Страшко

Источник: http://www.rg.ru/2012/06/19/system.html

Дата публикации: 18.06.2012

Ссылка на основную публикацию