Проект закона о ФКС дошел до второго чтения

федеральная контрактная системаПервый вице-премьер Игорь Шувалов согласовал итоговую редакцию законопроекта о Федеральной контрактной системе (ФКС) ко второму чтению, рассказал чиновник, знакомый с итогами совещания от 7 ноября. Это подтвердили представитель секретариата Шувалова и председатель комитета по экономической политике Госдумы Игорь Руденский.

Руденский говорит, что в понедельник комитет начнет готовить документ ко второму чтению. По словам собеседника «Ведомостей» в руководстве Госдумы, второе чтение планируется провести до 14 декабря.

В первом чтении закон о ФКС был принят в июне, он должен заменить действующий закон о госзакупках. В основном согласованный ведомствами, в том числе Минэкономразвития, Минфином и ФАС, текст ко второму чтению был подготовлен в конце сентября (есть у «Ведомостей»). На совещании у Шувалова был найден компромисс по сохранявшимся разногласиям, говорит федеральный чиновник, также одобрены поправки депутатов (есть у «Ведомостей»). В том числе по одному из принципиальных вопросов, рассказывает Руденский: о возможности расторгнуть договор в одностороннем порядке. Заказчик сможет сделать это без суда (сейчас это невозможно. — «Ведомости»), а подрядчик будет вправе опротестовать это действие в течение 10 дней, объясняет он.

С учетом поправок новая система госзакупок с 2014 г. будет выглядеть так: появятся новые способы выбора поставщика, а основным видом закупок вместо электронного аукциона станет конкурс. ФКС предусматривает три вида конкурса: открытый, двухэтапный и с ограниченным участием. Аукционы могут быть открытыми (только в электронной форме) и закрытыми, допускаются запросы котировок и предложений. Решением правительства, как и сейчас, закупить товар или услугу можно будет у любого поставщика и по любой процедуре.

Оценивать заявки поставщиков чиновники смогут по цене, расходам на эксплуатацию, ремонт товаров или по использованию результатов работ, качественным, функциональным и экологическим характеристикам. По сравнению с действующим порядком значительно расширяются возможности оценивать квалификацию участников торгов. Можно проверять наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ценностей, опыта и деловой репутации специалистов. Проект, как и сейчас, обязывает закупать не менее 15% годового объема у малого бизнеса (за исключением оборонного заказа), начальная цена таких контрактов не должна превышать 15 млн руб.

В качестве обеспечения по контракту поставщики смогут предоставить банковскую гарантию, зарегистрированную в Единой информационной системе ФКС. Она должна обеспечивать от 5 до 30% начальной цены контракта либо сумму аванса, если он превышает 30%. Гарантию можно использовать на конкурсах и закрытых аукционах, на открытых обеспечение должно быть денежным. Проект вводит так называемые антидемпинговые меры: если на торгах цена будет снижена более чем на 25%, то размер обеспечения вырастает в полтора раза.

Контроль ФАС за процедурами торгов сохраняется, помогать ей будут Росфиннадзор, казначейство, Счетная палата и местные органы финансово-бюджетного надзора. Общественные объединения и ассоциации бизнеса смогут жаловаться в суд и контролирующие ведомства на ход и результаты закупок; у них есть право запрашивать информацию об исполнении контрактов, но чиновники не обязаны ее предоставлять.

ФКС вводит множество новых методов контроля за госзаказом, но оценить, насколько эффективно будут использоваться эти инструменты, трудно, замечает Антон Назаркин из Национального рейтинга прозрачности закупок: вероятно повторение ситуации с законом о закупках госкомпаний, в котором описаны инструменты контроля, но применяются они в единичных случаях. Многие способы контроля замкнуты на так называемую Единую информационную систему, которая пока не существует даже в форме технических требований к функционалу и архитектуре, добавляет он: «Есть риск получить в 2014 г. систему, не поддерживающую работу в запланированном режиме».

Источник: http://www.vedomosti.ru/

Дата публикации: 09.11.2012

Ссылка на основную публикацию