Проблемы интеграции: госзакупки на просторах ЕЭП

новости закупокВ Торгово-промышленной палате России состоялся вебинар, на котором обсуждались вопросы функционирования системы госзакупок товаров, работ и услуг в государствах – членах Единого экономического пространства.

Вел его вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко. С российской стороны в вебинаре приняли участие специалисты в области госзаказа, в том числе советник департамента по конкурентной политике и политике в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Владимир Савченко.

Как отметил в своем вступительном слове Владимир Страшко, вебинар организован по решению Консультативного совета торгово-промышленных палат государств – участников Таможенного союза. Он проводится в целях ознакомления территориальных ТПП и деловых кругов Беларуси, Казахстана и России с условиями доступа к госзакупкам, с мерами, принимаемыми по совершенствованию законодательства в этой сфере, а также ролью объединений предпринимателей в этих процессах.

Вопрос государственного заказа имеет большое значение по целому ряду причин. Во-первых, объемы государственных закупок в наших странах таковы, что они во многом определяют векторы развития промышленной политики. Во-вторых, мы сейчас выступаем за увеличение объема инвестиций в экономику, а государственный заказ обладает достаточно большим инвестиционным потенциалом. И в-третьих, активная работа в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства дает очень широкие возможности для развития предпринимательства.

Вице-президент ТПП РФ проинформировал участников, что недавно эту тему обсуждали на Деловом совете ЕврАзЭс. Там был выработан целый ряд мер, которые могут помочь бизнесу в рамках Единого экономического пространства.

Хорошей базой для сотрудничества в вопросах работы с государственными заказами служит соглашение о государственных закупках, выработанное в рамках ЕЭП. Главное в нем – то, что в границах Таможенного союза предприниматели из всех стран ТС на равных условиях могут принимать участие в выполнении государственного заказа в каждой из его стран. Разумеется, с учетом ее национального законодательства.

Владимир Страшко также проинформировал участников вебинара о той работе, которую проводит Торгово-промышленная палата России в данном направлении. Он сообщил о том, что ТПП в числе первых поддержала идею о переходе с федерального закона о государственных закупках, который у нас действует и сейчас, на федеральную контрактную систему.

В действующей системе госзакупок, по словам вице-президента российской ТПП, больше всего не устраивает то, что в ее основу положена начальная минимальная цена. На первый взгляд, это значительно экономит бюджетные ассигнования, но, с другой стороны, приводит к массе проблем на этапе выполнения государственного заказа. Конечно, на протяжении последних лет федеральный закон дорабатывался. И до вступления в силу федеральной контрактной системы эти доработки будут продолжаться. Но по своей базе ФКС выглядит намного предпочтительнее.

Что привлекает при переходе на контрактную систему? Прежде всего, повышение ответственности заказчика за выполнение тех задач, которые он ставит перед собой при организации госзакупок. Во-первых, он отвечает за технические условия, которые обязан разработать. Госзаказчик должен нести ответственность за невыполнение тех обязательств, которые он берет перед исполнителем государственного заказа.

С другой стороны, он получает и большие возможности воздействия на исполнителя. Он может прервать договорные отношения при наличии оснований, связанных с выполнением заключенного контракта.

Привлекает и то, что закон о ФКС предусматривает большую публичность и участие общественных организаций, таких как ТПП, в проведении тендеров, в осуществлении независимой экспертизы по качеству исполнения государственного заказа. Исполнитель государственного заказа имеет возможность защитить себя вплоть до судебных рассмотрений, если со стороны заказчика будут нарушены ранее опубликованные условия. Таким образом, создаются условия для создания или перенастройки своего производства под длительное исполнение госзаказа, создается оправданная база для того, чтобы вкладывать в это инвестиции.

Советник департамента по конкурентной политике и политике в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Владимир Савченко рассказал участникам вебинара о степени готовности национального законодательства к исполнению обязательств, принятых сторонами по Соглашению о госзакупках. Россия и Белоруссия тут пока впереди, Казахстан немного отстает, но этот временной промежуток заранее обсуждался.

Принявшие участие в вебинаре представители торгово-промышленных палат Беларуси и Казахстана рассказали участникам об особенностях размещения госзаказа в своих странах, обменялись опытом решения проблемных вопросов.

Автор: Станислав Козак

Источник: http://tpp-inform.ru/analytic_journal/2679.html

Дата публикации: 06.09.2012

Ссылка на основную публикацию