Последствия применения электронного аукциона сказались на детях

новости закупокВ минувшую субботу в Москве прошел митинг протеста родителей против нового детского меню, которое начало применяться в детских садах с января этого года.

Родители считают, что новое так называемое цикличное меню чрезмерно искусственно витаминизировано, в то время как натуральных продуктов в нём, наоборот, недостаточно. В нем также предусмотрено много замороженных полуфабрикатов, искусственных красителей и т.п. Как следствие, у детей уже наблюдается аллергия, ставились диагнозы пищевых отравлений.

Меню было разработано экспертами в области питания, поэтому можно предположить, что проблема не столько в том, что оно неправильно было составлено, сколько в закупке некачественных продуктов для детских садов. По 94-ФЗ «О госзакупках» данная категория товаров подпадает под электронный аукцион, а значит, единственный критерий отбора продуктов питания для детей – максимальная экономия бюджетных средств. Качество продуктов, которыми будут питаться дети, значения не имеет.

Урегулирование ситуации с закупкой некачественного детского питания – попытка вновь изобрести велосипед. Я в своих предыдущих постах приводил статистку: на корпоративных электронных торговых площадках, на которых работают компании, заинтересованные в рациональном и эффективном использовании своих средств, практически не используют аукцион.  В секторе B2B коммерческие предприятия закупают товары посредством конкурсов, запросов предложений, заключают рамочные соглашения, оставляют возможность участникам торгов подавать альтернативные предложения  – словом, используют те виды закупок, в которых помимо цены, имеют значение параметры, определяющие качество приобретаемого товара — репутация контрагента, опыт работы на рынке и т.д.

Как правило, самая низкая цена зачастую означает плохое качество. Массовые отравления детей тому доказательство. К тому же при проведении аукциона есть больше возможностей для привлечения аффилированных структур и применения нерыночных принципов формирования цены, когда «свой» поставщик должен выиграть в буквальном смысле любой ценой. Например, аффилированное лицо поставит продукцию ниже рыночных цен, зато и к качеству продукции заведомо никто придираться не будет. Если же применять процедуру конкурса, где не только учитывается цена, но и другие характеристики товара, то несравнимо сложнее «подогнать» торги под нужную организацию такими способами.

А пока что в сфере госзакупок действует принцип 94-ФЗ, по которому часть номенклатуры закупают через электронный аукцион. Сама по себе электронная форма проведения закупок обеспечивает публичность и прозрачность закупок. Однако нецелесообразно «зацикливаться» на аукционах, когда в электронном виде можно реализовывать более 40 видов торговых процедур, учитывая специфику закупаемой продукции.

Автор: Андрей Бойко

Источник: http://finam.info

Дата публикации: 10.04.2012

Ссылка на основную публикацию