Первый год работы ФКС станет адаптационным

новости закупокКабинет министров готов к началу работы федеральной контрактной системы (ФКС), которая с 1 января придет на смену действующей системе госзакупок. В ФАС, правда, считают, что закон несет в себе все условия для процветания коррупции.

Вчера правительство рассматривало готовность нормативной базы для введения с начала следующего года федеральной контрактной системы, призванной сделать более прозрачной систему и доступным для малого и среднего бизнеса участие в госзакупках. «На кону более 7 триллионов рублей», — заметил министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Существующая система госзакупок не выдерживала никакой критики. Большинство граждан и представителей бизнеса считают ее закрытой и несправедливой. «Необходимо создать более эффективную и прозрачную систему госзакупок и новый закон о контрактной системе, который также рождался в боях, призван решить эту задачу», — заявил председатель правительства Дмитрий Медведев.

ФКС предполагает планирование закупок на ближайший год и сразу трехлетнюю перспективу в соответствии с бюджетными проектировками; вводится нормирование, определяющее оптимальный по стоимости товар; создан механизм аудита и общественного контроля. «Результатом должно стать повышение эффективности расходов, что очень важно в условиях любого бюджета, тем более крайне жесткого, которым мы сегодня располагаем», — ожидает глава кабмина. Полученную экономию можно будет пустить на важнейшие задачи, стоящие перед государством.

— Кроме того, прозрачная система госзакупок позволяет стимулировать спрос на инновационные товары и услуги, на перспективные научные разработки, а за счет открытости — противодействовать коррупции, которой в этой сфере предостаточно, — заявил Медведев.

Полноценно ФКС заработает только к концу 2015 года. Для этого правительству предстоит утвердить более 50 подзаконных актов. Часть из них глава правительства поручил принять до 1 декабря этого года. «32 нормативно-правовых акта, которые отнесены к числу первоочередных, работа по ним закончена», — сообщил министр Улюкаев. Еще по 11 работа должна быть завершена до конца года, все они находятся в высокой степени проработки. «Нормативно мы полностью готовы к тому, чтобы с 1 января работать в этой системе», — заявил руководитель минэкономразвития.

Потенциал новой контрактной системы оценивается по-разному. В экспертной среде считают, что ожидания от ее эффективности слишком завышены. Дмитрий Медведев отчасти согласен: «Следующий год явно будет адаптационный». За этот год надо будет понять, какие нормы закона работают, а что следует уточнить.

Но есть у ФКС и откровенные скептики. «Реально будет создано очень серьезное ограничение конкуренции, уменьшится прозрачность», — настаивал глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Снизится и экономия бюджетных средств.

Первое, что раскритиковал руководитель ФАС, — незначительный порог госзаказа, за которым происходит переход от аукционной формы к конкурсной. Всего 150 миллионов рублей.

«На стадии реализации крупных дорогостоящих строительных контрактов было выявлено, что большое количество аукционов признается фактически несостоявшимися, и в результате заключается контракт с единственным поставщиком», — пояснил глава минэкономразвития. Решение проблемы министерство видит в исключении из электронных аукционов — при превышении соответствующего лимита — госзакупок по двум позициям: приобретение высокотехнологичного оборудования и крупные контракты в сфере строительно-монтажных работ.

«И для министерства обороны, и для министерства транспорта, и для всех других наших крупных заказчиков 150 миллионов рублей — это ничто. Детский садик стоит больше», — заметил на это Артемьев. Он считает разумным прислушаться к предложению министерства финансов и для федерального уровня госзаказов повысить лимит до 3 миллиардов рублей.

Вторая претензия ФАС — применение бумажного формата проведения конкурсов. «Мы должны форсированно принять в 44-й закон главу об электронных конкурсах, — настаивал глава антимонопольной службы. — Чтобы это было действительно прозрачно, чтобы ушли в прошлое процедуры, связанные с непрозрачностью этого вскрытия конвертов, хранения и всего прочего остального». В качестве дополнительного аргумента он привел соглашение в рамах Таможенного союза (ТС), где записано, что все конкурсы должны проходить в электронном виде. Получается, что либо России надо следовать этому соглашению, либо уговаривать партнеров по ТС внести изменения в соглашение.

Глава правительства согласился, что в закон необходимо внести главу об электронных конкурсах, и дал месяц на соответствующие поправки. Это поддержал и первый вице-премьер Игорь Шувалов.

А вот с другим замечанием ФАС Шувалов пока не согласился: «Считаю, что с 1 января 2014 года необходимо придерживаться договоренностей по планке в 150 миллионов рублей, когда до этих пределов проводится аукцион, а со 150 миллионов и выше — конкурс». Против увеличения потолка до 3 миллиардов выступают против руководители регионов. «Говорят, что не готовы контролировать качество, и большое количество заключаемых договоров приводит либо к срывам сроков или ужасному качеству сдаваемого объекта», — передал первый вице-премьер мнение субъектов Федерации.

Дмитрий Медведев рассудил так — сейчас срочно менять ничего не надо: «Нам придется сделать выбор и посмотреть, как эта норма работает». Но позже всегда есть возможность вернуться к вопросу и изменить лимит. Кто прав, а кто нет, покажет практика.

— Может так статься, что один человек идет правильнее, чем весь строй, — подчеркнул премьер-министр.

Автор: Владимир Кузьмин

Источник: http://rg.ru/2013/11/29/fks.html

Дата публикации: 29.11.2013

Ссылка на основную публикацию