Нынешняя структура госзакупок порождает демпинг

новости закупокЦена vs качество — удастся ли с помощью внедрения Федеральной контрактной системы совместить эти два понятия?

Каждый из нас регулярно ходит в магазины и выбирает товары. Большинство людей уже давно поняли, что для совершения покупки наименьшая цена не обязательно будет являться ключевым аргументом, ведь дешевые товары не всегда качественные.

Безусловно, и высокая цена не гарантирует необходимого уровня качества продукта, и в итоге выбор приходится делать, основываясь на совокупности факторов – цена, бренд, прошлый опыт, упаковка, состав продукта и многих других. То же самое можно сказать и о выборе коммерческими компаниями и государственными органами поставщиков услуг. Исключительно цена не может определять конечный выбор. Нынешняя структура госзакупок, сложившаяся в соответствии с ФЗ-94, отражает обратную позицию и порождает демпинг в совершенно ужасных масштабах. Это характерно в том числе и для рынка аудита. Нынешняя ситуация, когда в конкурсах выигрывают за счет низкой цены, за которую просто невозможно оказать качественные услуги, вызвана отчасти влиянием ФЗ-94. От демпинга страдают не только поставщики услуг, но и заказчики, которые просто вынуждены покупать дешевый товар не лучшего качества. Поэтому можно только приветствовать перспективы внедрения Федеральной контактной системы, которая как раз и призвана при выборе услуги учитывать совокупность факторов.

В целом, на мой взгляд, предлагаемая Министерством экономического развития концепция законопроекта «О федеральной контрактной системе» — это огромный шаг вперед в сфере организации закупок. Предлагаемая система имеет всесторонний, всеобъемлющий характер и предполагает не только планирование и учет закупок, но и контроль исполнения. И в этой связи целесообразно именно принятие закона «О федеральной контрактной системе», а не заполнение имеющихся пробелов в законодательстве с помощью внесения изменений в ФЗ-94.

Среди позитивных сторон концепции законопроекта о ФКС стоит отметить расширение способов размещения контракта, включая не только аукционы и конкурсы, но и переговоры, и электронный магазин; введение антидемпингового механизма (правда хотелось бы, чтобы была установлена адекватная планка, за которой цена считается демпинговой); появление персональной ответственности чиновников за выполнение госконтрактов, ориентация на результат и эффективность расходования бюджетных средств.

Из недостатков можно выделить расплывчатость функционала общественных советов, с помощью которых предполагается осуществлять контроль за проведением госзакупок. Согласно проекту закона, советы будут иметь право не только запрашивать документы по конкурсам, направлять рекомендации, но и смогут присутствовать на заседании комиссий по осуществлению закупок и представлять замечания на протоколы таких заседаний. Однако не очень понятен механизм ответственности чиновников за игнорирование замечаний и предложений таких советов. В худшем варианте ситуация может быть аналогична реформе милиции, когда, согласно федеральному закону «О полиции», предполагается осуществление общественного контроля за деятельностью полицейских, но на практике сколько-нибудь заметных улучшений в работе бывшей милиции до сих пор не происходит. По словам чиновников, предполагается установление административной ответственности за нарушение норм ФКС, но не очень понятно, как практически будет работать этот механизм. Кроме того, учитывая масштабы коррупции при осуществлении закупок, предлагаемые размеры штрафов могут просто оказаться неэффективным методом воздействия.

В заключении хотелось бы процитировать одну из статей проекта закона о ФКС: Федеральная контрактная система основывается на принципах открытости, конкуренции, профессионализма заказчика, единства ФКС и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств. Безусловно, система, основывающаяся на таких принципах – это недостижимый идеал, но стремление приблизиться к нему уже во многом ситуацию с закупками изменит к лучшему.

Автор: Светлана Романова

Источник: http://finam.info

Дата публикации: 12.04.2012

Ссылка на основную публикацию