Новые правила госзакупок или снова о наболевшем

новости закупокГосударственная Дума готовится к рассмотрению правительственного законопроекта о Федеральной контрактной системе (ФКС). Она предусматривает создание механизмов контроля за основными этапами жизненного цикла госзаказа – от формирования системы планирования, подготовки календаря закупок, контроля за исполнением до приёмки работ.

Электроника себя не оправдала

Параллельно с депутатами и правительственными чиновниками к работе над ФКС подключились представители крупных компаний с государственным финансированием.

Федеральная контрактная система должна прийти на смену действующему Закону №94-ФЗ о проведении госзакупок, который регулярно перерабатывается с первых дней своего существования. Принятый в 2005 году, он должен был упорядочить систему госзакупок, но вместо этого настолько её забюрократизировал, что многим заказчикам стало выгоднее просто осваивать деньги, а не получать результат от выполненных работ. Экономить бюджетные средства стало невыгодно, неосвоение денег становилось причиной сокращения финансирования госструктуры в следующем году.

Немало нареканий вызывают электронные аукционы. Известны случаи, когда во время проведения торгов происходят «контролируемые» перебои в работе интернет-провайдеров и не все желающие могут принять в них участие. Не всегда удаётся обеспечить защиту информации об участниках торгов, поскольку существуют технические возможности для идентификации заявки каждого претендента.

Безуспешными оказались попытки государства навести порядок с ценообразованием на рынке госуслуг. Часто недобросовестные исполнители выигрывают конкурсы за счёт демпинга цен. Государственный заказчик вынужден заплатить аванс победителю, а потом, понимая, что работы выполнены не будут, через суд пытается разорвать контракт.

Размывание ответственности заказчика – самый существенный недостаток в современных аукционах. Учитывая профессионализм современных программистов, нет никакой проблемы провести недобросовестный аукцион.

«Самый существенный недостаток проведения торгов на электронной площадке – это размывание ответственности заказчика», – считает руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин. На одном из последних «круглых столов» в Государственной Думе по проблеме создания ФКС он заявил: «Учитывая профессионализм современных программистов, нет никакой технической проблемы, чтобы провести аукцион недобросовестно. Тем более если заказчик сам в этом заинтересован. В ФКС эту особенность надо учитывать и на электронные площадки выставлять те товары, которые имеют рыночное хождение. Мы очень эффективно применяем этот механизм, когда покупаем автомобили и дорожную технику».

Нужен двухэтапный конкурс

А вот тендеры по строительству и ремонту дорог размещаться на электронных площадках не должны, хотя 94-ФЗ позволяет организации без опыта работы выходить на конкурс по строительству сложного объекта. Здесь стоит обратиться к зарубежному опыту. В США, например, организации проходят двухэтапный конкурс. Сначала заказчик отбирает подрядчиков, и только потом достойные компании получают приглашение принять участие в конкурсе. Если планируется строительство сложного объекта, то к конкурсу привлекаются только те организации, которые находятся в высшей строчке рейтинга строительных компаний, подготовленного независимым агентством.

«В Росавтодоре мы обсуждали метод конкурентных переговоров и поняли, что это самое ответственное решение. Если заказчик таким способом определяет подрядчика, то будьте уверены, что его проверят все возможные надзорные структуры. Если что-то пойдёт не так, то ему придётся объяснить, почему победила вот эта организация и почему она работает за такие деньги», – рассказал Анатолий Чабунин.

Пока двухэтапный конкурс в рамках ФКС планируется применять для определения исполнителя научных работ. На первом этапе предполагается работа заказчика с потенциальными участниками для уточнения конкурсной документации. На втором этапе будет определяться победитель. Одновременно ужесточается ответственность заказчика за нарушение требований по определению начальных цен контракта и за срывы плана проведения закупок. Процедура проведения двухэтапного конкурса будет определяться подзаконными актами, хотя эксперты полагают, что основные положения этой процедуры нужно прописать в законопроекте о ФКС.

Госзаказчики снизят издержки

В законопроекте о ФКС есть и другие недоработки, которые будут обсуждаться при рассмотрении документа в Государственной Думе. Иногда торги выигрывает организация, которая потом перестаёт выполнять условия контракта. Заказчик начинает долгую процедуру расторжения контракта. Порой на это уходит несколько лет, и пока заказчик не проведёт новый конкурс, он не может привлечь новую компанию. ФКС эти особенности не учитывает, и поэтому для таких случаев нужно предусмотреть специальный порядок выбора исполнителя работ.

Другая проблема связана с определением базовой стоимости материалов. В некоторых странах ведётся база данных разрешённых материалов, которые можно использовать в строительстве. В неё заносятся материалы, прошедшие испытания в федеральных лабораториях. Цены учитываются при подведении итогов, и если подрядчик демпингует, то он должен объяснить, за счёт чего он добился такого снижения цен. Эта процедура позволяет отсеять компании, которые пытаются получить подряд за счет необоснованного снижения цен.

В рамках ФКС обсуждается введение системы контрактов жизненного цикла, когда один подрядчик будет выполнять проектирование, изыскание, строительство и эксплуатацию дороги. Такая система позволит повысить качество строительства. Компания с самого начала будет заинтересована в снижении издержек на содержание дороги, иначе потом ей придётся устранять недоработки за свои средства. Но для этого надо хорошо строить.

Автор: Антон Валинский

Источник: http://www.pnp.ru/newspaper/20120608/9174.html

Дата публикации: 08.06.2012

Ссылка на основную публикацию