Малышей взяли в долю

businessmanПомочь бизнесу получить доступ к тендерам и заказам крупнейших российских компаний должна «дорожная карта» «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». Документ довольно молодой, он утвержден Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2013 года. К настоящему моменту наступило время реализации только двух пунктов «дорожной карты». Участники рабочей группы по реализации документа собрались, чтобы «сверить» часы и определить, какими темпами идет работа.

Директор направления «Новый бизнес» АСИ Артем Аветисян говорит: «Это одна из важных карт в рамках проекта по улучшению инвестиционного климата в РФ. Одна из основных ее задач — увеличить долю закупок субъектов малого предпринимательства с 10 до 25%». Заявленная задача и правда не простая. Проблема состоит не в том, что крупнейшим компаниям не интересны маленькие фирмы в качестве поставщиков товаров или исполнителей работ и услуг. В ходе работы над «картой» было выявлено, что для малого бизнеса процесс участия в тендере представляется сложным и громоздким. Для небольшой компании участие в большом количестве тендеров — серьезная нагрузка, так как это требует увеличения штата. «Не только малый бизнес, но и крупный бизнес с закупками не хочет связываться, действуя через торговые дома, посредников», — говорит директор по закупкам «Росатома» Роман Зимонас. Но если крупные организации просто переплачивают, чтобы работу на тендерных площадках вели за них, то малый бизнес на это пойти не может. Эксперт советует сделать упор на обучающие программы, которые помогут бизнесу самостоятельно разобраться в подготовке заявок на тендер, не привлекая дополнительных специалистов.

Для того чтобы отработать механизм взаимодействия заказчиков и исполнителей договора закупки c участием МСП, решено опробовать его на нескольких крупных госкомпаниях. «Проект приказа об утверждении методических рекомендаций по реализации «пилотных» программ партнерства уже подготовлен», — сообщает руководитель рабочей группы АСИ по реализации «дорожной карты» «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» Сергей Фахретдинов. «Между госкомпанией и субъектом МСП будет заключаться некий договор присоединения. За счет этого субъекты МСП получат возможность работать напрямую с заказчиком», — говорит директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Кирилл Степанов.

Два пункта «дорожной карты» должны быть реализованы в 2013 году. Один из них предусматривает организацию формирования официальной статистической информации об участии субъектов МСП в закупках заказчиков. Приказом Росстата от 29 июля 2013 г. N 295 утверждена переработанная форма федерального государственного статистического наблюдения N 1 — закупки «Сведения о закупочной деятельности». Однако на практике статистики могут столкнуться с серьезными сложностями. Ведь новая форма мониторинга содержит 100 показателей и занимает 30 страниц, а бизнесмены обычно ленятся заполнять такие объемные документы. Роман Зимонас на заседании рабочей группы рассказал, что сегодня технические средства позволяют собирать информацию не в ручном, а в автоматическом режиме. На сайте тендера устанавливается критерий «субъект малого или среднего бизнеса» и учитывается количество небольших компаний, участвующих в закупках и выигрывающих тендер. В этом случае исключается «человеческий фактор», все данные собирает система. По мнению Романа Зимонаса, Росстат мог бы наладить сотрудничество с тендерными площадками для сбора данных.

Второй пункт «дорожной карты», который должен быть реализован, — создание устанавливающих критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной, высокотехнологичной продукции. «В соответствии с законом, для целей закупок устанавливаются нормы инновационности. Сегодня появилось четыре приказа: минобрнауки, минпромторга, МЧС и минздрава. Сейчас идет экспертиза этих документов на предмет соответствия целям дорожной карты», — говорит Кирилл Степанов. При этом эксперты отметили, что разные трактовки инновационности министерствами приводят к путанице, и предложили создать единые критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационным.

Задача «дорожной карты» не только в том, чтобы повысить количественные показатели до 25%, не стоит забывать о качестве закупаемых товаров или выполненных работах. Артем Аветисян говорит: «С одной стороны, наша задача — увеличить доступ субъектов МСП к закупкам. С другой, мы не хотим, чтобы, стимулируя заказчиков, закупать товары у малых и средних компаний, мы стимулировали закупку некачественного товара или услуг по завышенным ценам. Кроме того, нельзя не учитывать опасность невыполнения контрактов представителями МСП. Роман Зимонас высказал мнение, что снизить риски крупнейших компаний можно с помощью гарантийных фондов. Он предложил создать систему гарантий, аналогичную той, которая сейчас работает в сфере кредитования МСБ.

Автор: Ирина Голова

Источник: http://www.rg.ru/2013/09/10/zakupki.html

Дата публикации: 10.09.2013

Ссылка на основную публикацию