Эксперты предложили правительству лишить ФАС контроля за госзаказом

новости закупокМинэкономразвития обобщило и направило в правительство предложения по уточнению полномочий Федеральной антимонопольной службы (ФАС), следует из письма замминистра Олега Фомичева.

Провести ревизию полномочий службы премьер Дмитрий Медведев поручил по итогам заседания экспертного совета при правительстве 23 июня. К обсуждению подключилась рабочая группа экспертного совета по конкуренции, созданная министром по делам «открытого правительства» Михаила Абызова. Свои предложения эксперты направили в Минэкономразвития, которое подготовило отзыв на них и собрало заключения других ведомств.

«Излишне широкий» набор полномочий ФАС влияет на качество работы службы, утверждают эксперты. Функции ФАС нужно перераспределить между другими ведомствами, чтобы служба могла сконцентрироваться на ключевых проблемах развития конкуренции. Минэкономразвития свою позицию по реформе ФАС пока не сформулировало, говорит его представитель. Но, как следует из письма Фомичева, большинство идей экспертов по сокращению функций ФАС Минэкономразвития раскритиковало.

Одно из предложений экспертов — передать Росфиннадзору контроль за закупками государства и госкомпаний. Замруководителя ФСТ Ольга Аллилуева идею в своем отзыве поддержала. Росфиннадзор не высказывается против, но отмечает, что при положительном решении потребуются дополнительные средства и помещения для новых сотрудников, следует из письма руководителя службы Александра Смирнова.

А вот Минэкономразвития против, пишет Фомичев: Росфиннадзор следит за достоверностью бюджетных расходов и их целевым использованием, а ФАС — за конкуренцией на торгах. Передача полномочий «может привести к коллапсу <…> контроля», предупреждает и замминистра связи Михаил Евраев в своем отзыве. Контроль ФАС за конкурентными процедурами в госзаказе основан на антимонопольных нормах, запрещающих органам власти ограничивать конкуренцию, говорит начальник управления ФАС Сергей Пузыревский, поэтому он отнесен к ведению антимонопольного органа. Никто не предлагает лишить ФАС полномочий следить за конкуренцией на торгах, служба должна выявлять картели и сговоры на торгах, настаивает участник рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов. Но сейчас ФАС следит за соблюдением процедур в госзаказе, а нужно контролировать, что и для чего закупается, и это уже не вопрос антимонопольной политики, объясняет он.

Критикует Минэкономразвития и большинство других предложений экспертов, например — передать Минэкономразвития нормотворческие полномочия ФАС. Сейчас возникает конфликт интересов, считают эксперты: служба готовит законы, которые потом сама и применяет. Но если передать полномочия другому ведомству, то его роль будет технической, отмечает Фомичев: предложения все равно будет формировать антимонопольный орган. На антимонопольном законодательстве специализируется именно ФАС, ничего удивительного, что именно служба готовит соответствующие законопроекты, аргументирует Пузыревский, а инициатором поправок может выступать любой госорган.

В секретариат первого вице-премьера Игоря Шувалова письма Минэкономразвития пока не поступали, сообщил представитель секретариата. Перераспределение функций приведет к неразберихе, предупреждает Пузыревский: возникнет либо бесконтрольность, либо двойная ответственность. Передача полномочий — очень серьезный вопрос, согласен другой федеральный чиновник: нужно просчитать экономику процесса, а ни один из участников обсуждения этого не сделал. Мандат ФАС нужно, наоборот, увеличивать, предлагает Евраев: нужно объединить полномочия ФАС и ФСТ в едином регуляторе. Это будет стимулировать развитие конкуренции и увеличит ответственность регулятора, считает замминистра.

ФАС и ФСТ должны преобразоваться, говорил в марте Шувалов, их разделение он назвал «искусственным». По вопросу слияния ФАС и ФСТ изменений нет — он по-прежнему находится в стадии изучения, говорит представитель секретариата Шувалова.

В первую очередь необходимо снизить контроль ФАС за малым бизнесом и распространить на службу общие требования по согласованию внеплановых проверок с прокуратурой, призывает управляющий директор РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин. Вместо того чтобы урезать полномочия службы, нужно, наоборот, увеличить ее штат и финансово усилить, возражает первый вице-президент «Опоры России»Владислав Корочкин: это единственный орган, который реально защищает бизнес от монополистов и чиновников.

Автор: Сергей Титов

Источник: http://www.vedomosti.ru/politics/news/33977781/antimonopolnyj-razdel?full#cut

Дата публикации: 29.09.2014

Ссылка на основную публикацию