Кремлю не понравился запрет на участие зарубежных компаний в госзакупках

кремльАдминистрация президента (АП) раскритиковала полный запрет на участие иностранных компаний в госзакупках. Государственно-правовое и экспертное управления администрации дали отрицательное заключение на меры, предложенные депутатами для деофшоризации российской экономики. Парламентарии готовы доработать документ с учетом замечаний Кремля.

Речь идет о проекте поправок в законы №223-ФЗ «О закупках» и №44-ФЗ «О федеральной контрактной системе», запрещающих иностранным компаниям участвовать в госзакупках. Сам законопроект в конце января внесли в Госдуму глава комитета по экономической политике ГД Игорь Руденский и депутат Игорь Игошин. В Кремле опасаются, что принятие документа нанесет удар по конкурентоспособности госкомпаний.

Авторы законопроекта предложили ограничить число участников госзакупок компаниями, «зарегистрированными на территории» России. В пояснительной записке депутаты сослались на послание президента Федеральному собранию 12 декабря. «Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами господдержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им также должен быть закрыт доступ к исполнению госконтрактов и контрактов структур с госучастием», — заявил тогда глава государства. Позднее Минфин разработал план по деофшоризации, состоящий из 21 пункта. Один из пунктов предполагает ограничение офшорных компаний в реализации госпрограмм, приобретении государственного и муниципального имущества и получении бюджетных средств.

Принятие представленных поправок «не вполне соответствует» поручению президента и будет сложно реализуемым, говорится в отзыве начальника государственно-правового управления (ГПУ) президента Ларисы Брычевой. Проблемы могут возникнуть у российских посольств, консульств и торговых представительств, работающих за рубежом. Заказчики будут вынуждены отстранять иностранные компании, уже признанные участниками закупок, «что может повлечь отмену торгов». Из законопроекта непонятно, как закупать товары, не имеющие российских аналогов, и комплектующие к ранее поставленным импортным товарам, как будет проводиться их сервисное обслуживание. В экспертном управлении согласились, что установка на закупку исключительно у российских юрлиц может привести к ухудшению положений госкомпаний и потере их конкурентных преимуществ.

В ГПУ рассудили, что законопроект ставит под угрозу договоренности о свободной торговле в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Этот запрет экономические партнеры России могут расценить как «ограничение доступа на рынок иностранных компаний в отдельном секторе экономики». Это допускается, только когда речь идет о правительственных закупках, напоминают кремлевские юристы.

Компании-нерезиденты и сейчас ограниченно участвуют в госзакупках, отметил первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин. «Еще большее ужесточение вряд ли будет способствовать деофшоризации», — скептичен эксперт.

Сейчас законопроект находится на рассмотрении в правительстве. Из-за отрицательных отзывов АП его рассылку в Совет Федерации и региональные парламенты отложили. В Кремле ситуацию не комментируют. «Пока идет рабочий процесс и обмен мнениями, какие-то комментарии просто исключены», — сказал «РБК daily» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

В отличие от кремлевских экспертов, Минэкономразвития разделяет предложения депутатов. На закрытом совещании у Владимира Путина 12 февраля глава министерства Алексей Улюкаев говорил, что его ведомство поддерживает запрет на заключение государственных (включая муниципальные) контрактов с компаниями, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях. По мнению министра, реализация этих мер уже к концу года «радикально обновит облик» сферы госзакупок.

Депутаты доработают свой проект с учетом правок АП, заявил «РБК daily» Игорь Руденский. «Есть нюансы, связанные с работой российских дипмиссий, покупкой запчастей для иностранных автомобилей и т.д. Будем думать, как это исправить. Возможно, будем работать вместе с Минэкономразвития», — сказал депутат.

Автор: Алиса Штыкина, Инга Воробьева

Источник: http://top.rbc.ru/economics/14/02/2014/905320.shtml

Дата публикации: 14.02.2014

Ссылка на основную публикацию