Конкуренция хромает: Заказчики обходят конкурсные процедуры

новости закупокФедеральная антимонопольная служба представила правительству Доклад о состоянии конкуренции в стране. Документ является основой для определения органами государственной власти приоритетов в своей деятельности по обеспечению конкуренции, а также для разработки законодательных мер по обеспечению конкуренции.

Среди ближайших задач ФАС — принятие четвертого антимонопольного пакета и поправок в статью 178 УК РФ. Должно сократиться количество мелких расследований и дел. Кроме того, необходимо принять Правила недискриминационного доступа в ряде отраслей, реформировать систему госзаказа для нужного малого и среднего бизнеса. Особое внимание антимонопольная служба уделит ужесточению норм федерального закона N 223 и формированию лучших и худших практик по нему.

ФАС отмечает проблемы развития конкуренции в сфере госзакупок: заказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям, а то и вовсе обходят конкурсные процедуры, переводя закупки на ГУПы и МУПы. Уменьшилась поддержка малого и среднего бизнеса за счет госзаказа, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам (7,24% в 2013 г. против 3,16% в I квартале 2014 г.), говорится в докладе.

Бизнес тоже внимательно изучил доклад ФАС. Вице-президент «ОПОРЫ России» Владислав Корочкин сообщил «РГБ», что, действительно, выделяемые ГУПам и МУПам субсидии позволяют в соответствии с Бюджетным кодексом вывести закупки из-под конкурсных процедур. «Если нет аукциона — можно обосновать любую цену», — подчеркнул Корочкин и поддержал вывод антимонопольной службы о том, что резко увеличивается значимость субъективных критериев оценки заявок на конкурсах: «Фактор цены заказчик может вообще не учитывать, например, предметы искусства. Или они могут составлять значительный вес. Например, в строительстве — до 40%. Хотя даже 20% субъективных факторов при принятии решения достаточно, чтобы выиграл «тот, кто надо». Обо всем этом говорилось на всех этапах обсуждения замены 94-ФЗ на ФКС».

На вопрос «РБГ», действительно ли, как написано в докладе ФАС, поддержка субъектов МСП за счет госзаказа резко уменьшилась, Владислав Корочкин ответил, что статистически количество аукционов для малого бизнеса увеличилось. Но средняя стоимость лота резко упала, и общий объем средств, достающихся малому бизнесу, тоже. На то есть несколько причин. Теперь в спецторги включаются, кроме малых предприятий, так называемые «социально ориентированные организации». Кроме того, разрешено использовать «соисполнителей». То есть лот выигрывает кто-то очень большой, заявляя, что 10% отдаст малому бизнесу. «На практике, естественно, заказ чаще всего отдается аффилированным или специально созданным организациям», — утверждает он.

«В существующем виде ФКС представляет собой половинчатое решение. Отсутствие конкуренции, о котором говорит ФАС, возникает из-за возможности использования непрозрачных «бумажных» процедур при осуществлении закупок, например, в форме конкурсов», — считает генеральный директор ЭТП Газпромбанка Андрей Черногоров. Он надеется, что окончательный переход к электронному виду размещения заказа устранит эту лазейку, что приведет к сокращению издержек государства и снижению коррупционных рисков».

Отдельно в Докладе ФАС было уделено внимание проблеме аукционов в строительстве. Учредитель НП «Содействие развитию конкуренции» Евгений Воеводин считает важным, что ФАС обращает внимание на то, как влияют на конкуренцию административные барьеры в этой и других отраслях. «В целом ФАС докладывает об увеличении количества хозяйствующих субъектов на рынке строительства по России, что должно позитивно сказываться на состоянии конкуренции в этой отрасли, однако здесь требуется более детальный анализ в более узких географических границах», — подчеркнул он.

При подготовке Доклада ФАС учла некоторые предложения бизнеса. Член генерального совета «Деловой России» Сергей Габестро рассказал «РБГ», что «Деловая Россия» направила в ФАС России свои предложения, сформированные в документе-позиции «Деловой России» «Антитраст по-европейски: как направить российскую антимонопольную политику на развитие конкуренции». В документе приведен подробный анализ ситуации с конкуренцией в России и предложена программа действий. Основным направлением документа является уход ФАС от чрезмерного антимонопольного контроля предприятий малого и среднего бизнеса, компаний с маленькой долей рынка, что, по мнению его авторов, позволит ФАС России сосредоточить свои ресурсы на контроле реальных монополистах-крупных компаниях, злоупотребления которых экономически ощутимы для конкуренции страны.

«В финальной версии «Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации» наряду с предложениями других общественных организаций были представлены и предложения «Деловой России», некоторые из предложений нашей организации антимонопольная служба уже поддержала и учла в своей работе (отмена Реестра монополистов, декриминализация статьи о злоупотреблении доминирующим положением, отмена регулирования торгов частных компаний и т.д.), — подчеркнул Габестро. — Однако, несмотря на положительные тенденции и отражение нашей позиции в Докладе, не все из указанных предложений нашли отклик в действиях ФАС. По нашему мнению, только комплексное решение проблем позволит антимонопольной политике России выйти из глубокого кризиса, в котором она оказалась в последние годы».

Стоит отметить, что недавно на сайте Открытого правительства были опубликованы результаты опроса о состоянии контрактной системы, в котором приняли участие почти 5700 человек: представители органов власти из числа закупщиков, поставщики, контролирующие органы власти, общественные контролеры и обычные граждане. Средняя оценка системе госзакупок составила 4,98 из 10 баллов.

Генеральный директор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов назвал закон о контрактной системе «большим шагом вперед.

«Закон охватывает более широкую сферу работы, связанную с госзакупками: и планирование, и размещение, и исполнение процедур, поэтому он более сложный, — подчеркнул Емельянов. — Если говорить о возможностях повышения эффективности ФКС, то в первую очередь есть резервы роста эффективности госзакупок в введении новых типов электронных процедур, которые мы ожидаем до конца этого года. Проведение госзакупок в электронном виде в любом случае эффективнее, чем в бумажном».

Автор: Елена Шмелева

Источник: http://www.rg.ru/2014/08/12/konkurencia.html

Дата публикации: 12.08.2014

Ссылка на основную публикацию