Раскрывая собственников, компании нарушают закон о персональных данных

новости закупокВ ряде случаев компаниям необходимо раскрыть конечных получателей дохода от своей деятельности. Однако на деле личные данные бенефициаров оказываются недоступны для использования, так как они защищены законом о персональных данных. Получателем выгоды является физическое лицо, и оно имеет право препятствовать передаче своих личных данных третьим лицам.

«Прозрачности от владельцев бизнеса требуют правила проведения госзакупок (пункт 4 Поручения председателя правительства РФ N ВП-П13-9308 от 28 декабря 2011 года), обращения с ценными бумагами и финансового контроля (Федеральный закон N 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). И это понятно — в каждой сделке, особенно крупной или социально значимой, важно иметь четкое представление о том, кто получает от нее доходы», — говорит Денис Рассомахин, эксперт Общественной Думы.

Но раскрытию бенефициаров препятствует ряд других правовых норм, защищающих персональные данные. В пункте 1 статьи 3 Федерального закона N 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» говорится, что персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. Запрашиваемые о бенефициаре сведения практически всегда содержат указание фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, адреса регистрации, профессии, доходов — и все это прямо относится к персональным данным. Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», и статье 6 закона N 152-ФЗ, персональные данные не могут быть предоставлены третьим лицам без согласия их обладателя. «К примеру, запросы о раскрытии бенефициаров, подготовленные в адрес контрагентов, как раз и становятся такими случаями, в которых персональные данные не могут передаваться третьим лицам без согласия их обладателя», — говорит Рассомахин. Есть ряд данных, которыми специалисты компаний вправе пользоваться и предоставлять их контрагентам. В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения и документы, содержащиеся в государственных реестрах, являются открытыми и общедоступными. Что касается данных, которые в реестре не указаны, акционеры могут не дать добро на их использование.

«В результате мы имеем в наличии правовую коллизию — несколько правовых норм, установленных равными по юридической силе нормативными актами, прямо противоречат друг другу. За непредоставление сведений можно поплатиться расторжением контракта с бюджетной организацией, а за разглашение персональных сведений грозит административный штраф 5-10 тыс. рублей по статье 13.11 КоАП РФ. Хотя там же в КоАП РФ за непредставление сведений по статье 19.7 тоже полагается штраф 3-5 тыс. рублей», — рассказывает Рассомахин.

В ситуациях с госзакупками и другими крупными контрактами компании нашли удобный путь решения проблемы. «Используется посредник, «прокладка», о котором все необходимое доподлинно известно. Но неофициально за ним стоит совсем другая компания и другой бенефициар, и все это хранится в строжайшей тайне», — говорит Рассомахин.

Иначе обстоит ситуация с раскрытием сведений о бенефициарах в процессе банковского обслуживания. Наталья Шакирова, старший юрист Vinder Law Office, говорит: «Закон N 134-ФЗ от 28 июня 2013 года значительно расширил и конкретизировал полномочия кредитных организаций по идентификации клиентов. Наиболее интересной новеллой является появление в российском законодательстве термина «бенефициарный владелец», под которым понимается реальный владелец клиента или лицо, реально контролирующее действия клиента. При этом у него может не быть четко прослеживаемой юридической связи с самим клиентом, однако фактически именно ему принадлежит компания, которая претендует на заключение договора с банком. Эта простая для понимания, но сложная в реализации конструкции. В законе очень витиевато сформулированы полномочия банков: им предлагается производить «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев». Так как четких проверочных мероприятий не обозначено, полагаю, что банки будут запрашивать у клиента информацию до тех пор, пока им не станет понятна картинка по клиенту в целом».

В общении с банками у компаний, по сути, отсутствует право выбора. При раскрытии данных компания получает право обслуживания в банке, при сокрытии данных договор не заключается. При этом следует учитывать, что банки заинтересованы в получении сведений о конечных владельцах, а также в их достоверности. За непредставление кредитными организациями в контролирующие органы информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах законом N 134-ФЗ введена административная ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 тыс. руб. Кроме того, под угрозой отзыва находится лицензия банка. Банк рискует больше, чем клиент, поэтому ждать исключений не стоит даже постоянным или наиболее выгодным клиентам.

Определенный выбор у компаний остался в вопросе раскрытия сведений о бенефициарах при получении дохода от ценных бумаг. «С вступлением в законную силу положений Федерального закона N 282-ФЗ от 29 декабря 2012 года в НК появились новые правила в отношении лиц, получающих доходы от обращения ценных бумаг. Доверительные управляющие и брокеры, проводящие операции с этими активами, со 2 января 2013 года удерживают с получателей дохода НДФЛ по разным ставкам в зависимости от того, были ли этим налогоплательщиком сообщены сведения о себе. Если у налоговых агентов имеется информация о ФИО физического лица, количестве принадлежащих ему бумаг и налоговом резидентстве, то применяется обычная ставка налога на доход — для россиян это 13%. А если такой информации нет, то доходы физического лица или прибыль компании будут выплачены им за вычетом налога по ставке в 30%», — поясняет Рассомахин.

Автор: Ирина Голова

Источник: http://www.rg.ru/2013/11/05/zakon.html

Дата публикации: 05.11.2013

Ссылка на основную публикацию