Итоги форум-выставки Госзаказ-2012

новости закупокЦели прошедшего в Москве Восьмого всероссийского форума-выставки «Госзаказ-2012» вполне определенные: «совершенствование системы организации торгов, которое требует регулярного и широкого обсуждения, прямого диалога между заказчиками и поставщиками». Удалось ли их достичь, — свою точку зрения на этот счет высказывает Генеральный директор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов.

— Первые ощущения, что выставка год от года сокращается в размерах и количестве экспонентов. Конечно, стенды органов власти и завсегдатаев на месте, а вот количество поставщиков сократилось заметно. И, что характерно, эти поставщики все меньше понимают, что они здесь делают. Одной из целей выставки декларировано содействие регулярному и широкому обсуждению, прямому диалогу между заказчиками и поставщиками. Однако я (и не только я) вижу не диалог, а монолог все тех же органов власти. Некоторые вкрапления представителей коммерческих организаций принимать в расчет не стоит. А вот подобных серьезных, да и простых добросовестных поставщиков к этому монологу подпускать не торопятся. Дошло до того, что в семинаре-практикуме, посвященном практическим вопросам размещения заказов, не было заявлено ни одного представителя с «той стороны». Одиннадцать представителей власти и ноль коммерсантов. Сложно поверить, что им нечего сказать о проблемах и перспективах закупок государством инновационной продукции или о порочной практике ограничения конкуренции (отсеивания поставщиков).

Вот и приходится поставщикам пытаться докричаться до власти на круглых столах, где все-таки есть небольшая возможность получить микрофон. «Мы выпускаем прекрасную продукцию, но мы не конкурентноспособны. Дайте нам преференции в госзаказе!», — кажется, эта фраза, произнесенная на круглом столе заместителем директора одного из российских предприятий, достойна того, чтобы стать слоганом всей выставки, по крайней мере, со стороны поставщиков. Но было и продолжение: «Нас уже китайцы забивают». И такое обращение вызвало бурное одобрение представителя торгово-промышленной палаты и сдержанное других участников круглого стола. Хотя, справедливости ради надо сказать, что раздались и отдельные смешки. К реальности всех вернул «посланник» из Украины, который напомнил присутствующим о вступлении России в ВТО и о грядущем присоединении к соглашению о закупках: «Мы это все уже проходили, а вам еще предстоит».

Изумило отсутствие стенда Федеральной антимонопольной службы – одного из самых активных организаторов и участников всех предыдущих выставок. На этот же раз службы не было даже в списке «при поддержке». С одной стороны это можно понять – ФАС, по всем признакам, потерпела сокрушительное поражение в борьбе с Минэкономразвития за видение методов реформы системы закупок. Но, все-таки ФАС, пока еще, остается органом, уполномоченным осуществлять контроль, и мнение самих контролеров интересует заказчиков и поставщиком, без преувеличения, больше остальных. В конце концов, буквально накануне выставки ФАС представила общественности свой вариант законопроекта о Федеральной контрактной системе, пускай и вызвавший поток критики, но ФАС хотя бы могла объясниться по этому поводу. Увы, к сожалению, ФАС продолжает свою линию «не слышать ни малейших возражений», а если и слышит, то такие оппоненты сплошь «лоббисты коррупционеров».

Напротив, совершенно не удивила презентация очередной ассоциации специалистов в области госзаказа. Чуть ли не ежегодно появляются такие ассоциации, которые устраивают разной пышности презентации, но вот КПД таких ассоциаций равна нулю. Хотя, причина не в ненужности таких ассоциаций, а в отсутствии в них настоящих, общепризнанных специалистов. Однако присутствие в новосозданной НАИЗ, хотя бы, трех таких людей, обнадеживает. С другой стороны, одновременно, смущает и наличие людей, называющих себя специалистами, но, к сожалению, так и не зарекомендовавших себя профессионалами и с удовольствием критикующие 94-й закон практически теми же словами, которыми восхваляли его еще четыре года назад. С другой стороны, тот факт, что новообразованную ассоциацию НАИЗ возглавил Валерий Фадеев (главный редактор журнала «Эксперт»), дает все основания надеяться, что появится первая, по-настоящему, серьезная организация. Если конечно она и в дальнейшем будет привлекать в свои ряды настоящих профессионалов.

А вот заявление организаторов о том, что возрастает интерес к участию в данном мероприятии и со стороны зарубежных компаний, не выдерживает никакой критики. По уверениям устроителей, форум-выставка позволяет иностранному поставщику товаров и услуг вникнуть в детали и специфику работы на российском рынке и установить деловые контакты с российскими заказчиками, а в дальнейшей работе более широко использовать свой товарный и инвестиционный потенциал на российском рынке.

Насколько «широко», прекрасно иллюстрируют цифры. Сейчас участие иностранных компаний в госзаказе минимально — на самой крупной электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ» зарегистрированы только 29 иностранных поставщиков. Всего с конца 2009 года заявки на участие в аукционах подавали 211 иностранных компаний, со 117 подписаны контракты, притом, что сейчас на площадке проводятся несколько тысяч аукционов. И это в условиях, когда 94-ФЗ открыл иностранным поставщикам доступ на российский рынок госзакупок еще шесть лет назад. Поэтому единичные присутствия на выставке коллег из Белоруссии или «нечто», связанного с Тунисом, дает повод усомниться в бравурных заявлениях организаторов.

Так что форум-выставка «Госзаказ», хотя и является, по-прежнему, одним из значимых и немногочисленных мероприятий в госзакупочной жизни страны, свои лидирующие позиции год от года ощутимо сдает. И если сейчас, пока «точка невозврата», наверное, еще не пройдена, организаторы не смогут оживить ее чем-то, что привлечет интерес госзакупочного сообщества, то через пару лет мы увидим просто большую коллегию ведомств, на которой «кукушка хвалит петуха».

Источник: http://www.boi-mt.ru/article-1336.html

Дата публикации: 02.03.2012

Ссылка на основную публикацию