И снова поговорим о миллиардах

новости закупокПо данным минэкономразвития, в 2011 году через систему госзакупок прошло около 350 крупных контрактов общей стоимостью больше триллиона рублей.

Публичное обсуждение таких приобретений ведомство Андрея Белоусова предлагает проводить в несколько этапов. После появления извещения на официальном сайте, все желающие, пройдя регистрацию, в течение 15 дней оставляют свои комментарии о нужности покупки, ее стоимости и содержании конкурсной документации. Эта информация будет поступать к заказчику, а затем уже с его ответами в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая должна дать свое заключение. Потом все участники процесса собираются «офлайн», и еще раз лицом к лицу обсуждают все возникшие вопросы. Если замечания были несущественные, заказчик по итогам дискуссии, получает карт-бланш на покупку. Претензии посерьезнее он обязан будет учесть и внести нужные поправки в конкурсную документацию. В самом крайнем случае от размещения заказа придется вообще отказаться.

Большинство экспертов идею одобряют. «Мы можем получить хороший инструмент, который сделает систему госзакупок, по крайней мере, в части крупных контрактов, более прозрачной», — говорит гендиректор торгового портала «Фабрикант.ру» Сергей Габестро. По мнению замруководителя департамента экономической безопасности предпринимательства Торгово-промышленной палаты Олега Сивакова, нужно установить «определенные нормы потребления» для чиновников, и уже опираясь на эти цифры обсуждать, нужно ли разрешать тратить бюджетные деньги на ту или иную покупку.

А вот руководитель проекта OpenGovData.ru Иван Бегтин сомневается в эффективности инициативы минэкономразвития. Он напоминает, что все закупки от миллиарда рублей многоступенчатые. «Их, как правило, предваряют три-четыре более мелких контракта, к примеру, на разработку техзадания или проектно-сметной документации, — объясняет он. — Ими и будут прикрываться заказчики в ответ на все претензии. Так что шансов на то, что общественное обсуждение крупных закупок что-то изменит, немного».

Предметом общественного надзора, по мнению эксперта, должны быть контракты стоимостью от 10 до 500 миллионов рублей. Что касается контроля за всем остальным, то нужна система. «Сегодня полномочия по регулированию госзаказа размазаны по нескольким ведомствам, — замечает Бегтин. — Минфин дает чиновникам деньги на покупки, минэкономразвития и ФАС следят за размещением заказов. Кроме того, в процессе задействованы казначейство, Росфиннадзор, прокуратура и даже МВД. Но главная беда, что госзакупки контролируют те, кто в них участвует. Стоит ли удивляться, что многие нарушения остаются безнаказанными». По его словам, контроль нужно передать Счетной палате и арбитражным судам. При них могли бы работать экспертные советы и общественные наблюдатели.

Автор: Юлия Кривошапко

Дата публикации: 30.05.2012

Ссылка на основную публикацию