zakupkihelp.ru

Информационный портал для участников закупок

finansist4

ГосзакупОРки. Как остановить триллионную течь из бюджета?

По оценкам экспертов, на госзакупки в год тратится примерно по 5 трлн рублей из карманов российских налогоплательщиков. По оценке президента Дмитрия Медведева, только в 2010 г. пятая часть из них была разворована.

Цена взятки

О том, как пресечь воровство в этой сфере, давно спорят два ведомства — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития (МЭР). Например, ФАС настаивала, что основной объём госзаказа должен разыгрываться на электронных аукционах. А МЭР предлагало дать заказчику больше способов размещения заказа. ФАС упрямо ставила во главу угла цену — мол, государству выгодно покупать более дешёвые товары. МЭР доказывало, что иногда лучше купить дорогой, но качественный товар, чем дешёвую подделку.

Но даже если к лету ведомства, как обещают, разработают единый законопроект, а к осени его примут в Думе, то в силу он вступит, наверное, не раньше 2013 г. Так что нынешний сезон игроки на золотом поле госзакупок проведут ещё в полную силу и, видимо, триллиона полтора утянуть постараются.

На госзакупках наживаются банальные взяточники: заказчик отдаёт победу в конкурсе тому, кто заплатит ему процент от суммы заказа. Доказать это весьма сложно. Но и не заметить подчас невозможно. К примеру, недавно один из старейших российских издательских домов участвовал в конкурсе на право издания нового журнала. Но конкурс выиграла фирма, торгующая товарами народного потребления. Процедуры для пресечения таких ситуаций можно прописать в законе. Однако часто взяткодатели и мздоимцы действуют искуснее. Механизмы вычисления сговоров разработаны и применяются Комиссией по ценным бумагам и биржам США. Если та или иная фирма котируется на американских биржах, то она обычно не рискует спорить с выводами комиссии — репутация дороже самых больших штрафов.

Так, в 2008 г. компания Siemens призналась в подкупе должностных лиц в ряде государств и согласилась выплатить 1,6 млрд долл. штрафов в бюджеты США и Германии. В 2010 г. суд федерального округа Колумбия обязал российскую «дочку» концерна Daimler AG, ЗАО «Мерседес-Бенц Рус» выплатить штраф в 27,36 млн долл. в связи с нарушением закона США о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности, в том числе и в России. Daimler AG вину также признал. Но наказание наших взяточников не входит в компетенцию Минюста США, так что и в том, и в другом случае всю информацию западные коллеги предоставили российским правоохранителям.

Объяснитесь!

Удивительно, сколько времени требуется, чтобы облачить в форму закона очевидное требование: закупать следует экономно, на конкурсной основе, у того, кто предложит лучшее соотношение «цена — качество» за тот или иной товар. Но и нюансы нужно учитывать. Вот, к примеру, приходит весть из Китая: местным госструктурам отныне запрещается покупать заграничные машины. Наша бюрократия много миллиардов вложила в АвтоВАЗ, так гоже ли теперь бюрократам стыдиться ездить по важным делам на тольяттинских машинах? А заграничные вездеходы стоило бы, по-дилетантски рассуждая, закупать для «скорой помощи» в глубинке. Пока наоборот: бумажки возят на внедорожниках, а госпрограмму по обеспечению медпомощи выполняют производители «газелей».

Но и не на дилетантский взгляд, предлагаемые варианты закона получаются пока «коррупционноёмкими». Прошлой осенью эксперты российского Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International сделали вывод, что плохи оба законопроекта — и от ФАС, и от МЭР. Что в них не прописана необходимость публичного обоснования отдельного контракта, нет механизмов для выявления конфликта интересов и нормы по обязательному общественному контролю. На деле это означает, что необходим механизм, обязывающий, скажем, мэрию городка N объяснить местным жителям, почему руководитель того или иного департамента или сам мэр обязан ездить в контору именно на БМВ. И получить (или не получить) на это одобрение налогоплательщиков. Под страхом непереизбрания на следующий срок или даже «уголовки». Но ни ФАС, ни МЭР не имеют полномочий прописывать подобные механизмы.

Автор: Георгий Бовт, политолог

Источник: http://www.aif.ru/money/article/50127

Дата публикации: 07.03.2012

banner-oshibki

Поделиться с друзьями в соц. сетях:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*