zakupkihelp.ru

Информационный портал для участников закупок

finansist4

«Госзаказ должен стать инструментом управления»

Решение выбрать Башкортостан пилотным регионом для обкатки закона о федеральной контрактной системе было принято по совместной инициативе правительства республики и Счетной палаты России во главе с Сергеем Степашиным. Заместитель председателя правительства — руководитель аппарата правительства РБ Илшат Тажитдинов рассказал, что этому предшествовала большая подготовительная работа.

Илшат Азаматович, расскажите, что уже сделано?

Илшат Тажитдинов: Например, на первом этапе был реализован совместный проект по стратегическому планированию и аудиту социально-экономического развития региона. Оценили влияние на эти показатели различных региональных программ. Также нами осуществлена система размещения госзаказов, подготовлены предложения по моделированию региональной контрактной системы.

Закон о Федеральной контрактной системе придет на смену так называемому 94-му закону о госзакупках. В чем были плюсы и минусы прежнего нормативного акта?

Илшат Тажитдинов: Благодаря прежнему закону в республике были отрегулированы процедуры госзакупок, к ним получили доступ общество и бизнес. Закон создал платформу для развития электронной торговли в госсекторе, обеспечил большую прозрачность и экономию бюджетных средств.

Все это хорошо видно на примере Республики Башкортостан. Чуть более трех лет назад у нас создан уполномоченный орган государства в лице комитета по размещению заказов. В сжатые сроки выстроена конвейерная система электронных торгов, обеспечен рост основных показателей эффективности размещения заказов. Только за прошлый год экономия бюджетных средств в республике увеличилась в 2,3 раза.

Однако в ходе эволюции 94-го ФЗ выявился ряд проблем. А самое главное — назрела необходимость перехода к идеологии управления всем жизненным циклом закупки, от этапа прогнозирования до качественного исполнения, включая аудит.

Какие основные недоработки можно выделить в законе о госзакупках, исходя из практики его применения на территории республики?

Илшат Тажитдинов: Первое. Процессы планирования социально-экономических процессов, бюджетирования и контрактации регламентируются разными нормативными документами и осуществляются асинхронно.

Второе. Институт госзаказа полноценно не участвует в определении приоритетов развития республики и не используется как инструмент региональной и отраслевой политики. Мы порой реализуем затратные проекты там, где потребность в них весьма сомнительна. Отдельные из построенных объектов пустуют или загружены наполовину. Их содержание ложится бременем на бюджеты разных уровней. И, напротив, в процессе бюджетирования регулярно сбрасываются со счетов злободневные проблемы, которые в будущем могут вызвать социальное напряжение и вполне справедливые упреки к власти.

Третье. Вызывают много вопросов подходы к ценообразованию в сфере госзакупок. Зачастую цены «накручиваются» через их обоснование коммерческими предложениями фирм-однодневок, а то и вовсе несуществующих юридических лиц.

Делегация Башкортостана, кстати, недавно побывала в Сингапуре с целью изучении работы электронного правительства этой страны. У зарубежных коллег вызвало недоумение, что в России экономия рассчитывается от некоей установленной планки и является условной величиной. И, действительно, часто по итогам торгов мы имеем формально подтвержденную экономию, а по факту — перерасход бюджетных средств. В Сингапуре же экономия определяется как разница между рыночной и закупочной ценой товара.

Следующая проблема — исполнение госзаказов. Здесь, наверное, самая темная и непрозрачная сфера контрактных отношений, способная свести на «нет» всю ранее эффективно проведенную работу.

Как известно, новый закон о федеральной контрактной системе готовится ко второму чтению в Госдуме России. Какие дополнения и изменения на ваш взгляд, в него еще необходимо внести?

Илшат Тажитдинов: Мне близка идеология нового закона о Федеральной контрактной системе (ФКС), он позволит серьезно повысить качество принимаемых решений, учитывать складывающуюся конъюнктуру.

Но хотелось, чтобы в законе не были упущены следующие моменты. Во-первых, госзаказ должен стать инструментом стратегического управления. Во-вторых, важно предусмотреть интеграцию контрактных и платежных систем. Это создаст новую возможность для обеспечения прозрачного и эффективного исполнения контрактов через мониторинг платежных операций, придаст дополнительный импульс в работе банковского сектора.

И, наконец, необходимо шире использовать возможности IT-отрасли при размещении госзаказов. Современные информационные технологии должны пронизать все стадии контрактных отношений. Необходимо также продумать вопросы коммуникативных отношений, продумать порядок досудебного урегулирования споров, более четко регламентировать методы формирования начальных цен.

С чего начнется «пилотная» работа в республике по обкатке нового закона о ФКС?

Илшат Тажитдинов: Фактически она уже идет, нами совместно с коллегами из Счетной палаты РФ сегодня создается задел для реализации нового закона на региональном уровне. Например, ведется разработка информационно-технологического макета интегрированной контрактной системы. Мы позиционируем республику как пилотную зону для апробации подходов, объединяющих возможности контрактной экономики, платежной системы, программно-целевого и проектного управления в едином комплексе.

На сегодняшний день стартовал проект по интеграции контрактной и платежной систем, предполагающий внедрение мониторинга исполнения контрактных обязательств с внедрением опыта банковской сферы в области проектного финансирования. Этот эксперимент интересен и с точки зрения ответа на вопрос, готов ли наш республиканский бизнес сегодня работать прозрачно в системе госзаказов. Кроме того правительство республики начало работу по точечному мониторингу и аудиту исполнения капиталоемких контрактов.

Автор: Владимир Леонтьев

Источник: http://www.rg.ru/2012/11/02/reg-pfo/fks.html

Дата публикации: 02.11.2012

banner-oshibki

Поделиться с друзьями в соц. сетях:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*