Госдума: госзакупки станут прозрачнее

новости закупокНесмотря на постоянные коррективы и доработки, за шесть с небольшим лет своего существования Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» доказал свою нежизнеспособность. Исправить его пытались не однажды: разного рода поправки вносились больше тридцати раз. Но, осознав в итоге бесполезность реанимационных мероприятий, руководство страны решило, что для защиты государственных интересов будет проще начать все с чистого листа.

В Госдуме состоялся круглый стол, посвященный новому законопроекту о федеральной контрактной системе. Его организовал думский Комитет по земельным отношениям и строительству. Участники круглого стола высказались по поводу плюсов и минусов нового подхода к размещению госзаказа.

Если свести к общему знаменателю все претензии, которые предъявляются к 94-му закону, то вкратце выглядят они так. Во-первых, закон стал документом сугубо процедурным, в котором до мелочей расписан только процесс размещения заказа. Поэтому если заказчик не отходит от буквы закона, претензии к нему предъявить нельзя. Даже в том случае, если приобретенные товары и услуги вообще госорганизации не нужны. А нет нарушения – нет и наказания.

Во-вторых, возможность расторгнуть госконтракт, заключенный с поставщиком по результатам торгов, существует, но чисто теоретическая. Реализуется она либо по обоюдному соглашению сторон, либо как итог судебного процесса. В-третьих, основным, а в большинстве случаев единственным критерием, по которому определяется победитель торгов, остается цена. А так как привлечь недобросовестного поставщика к ответственности трудно, бал начинает править демпинг. И как результат – в торгах на строительство километрового тоннеля запросто может победить компания, опыт которой исчерпывается возведением коровника. Просто она предложит наименьшую цену. А то, что этот тоннель может обрушиться еще в ходе строительства, с точки зрения действующего закона о закупках – не более чем досадное недоразумение. Много проблем технического характера связано с проведением электронных аукционов.

Короче, закон надо менять, и желательно, чтобы новый был лучше старого. О том, как это сделать, и говорили участники круглого стола. Председатель Комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Русских предложил заместителю министра экономического развития Михаилу Осеевскому донести до собравшихся позицию профильного ведомства.

Замминистра отметил, что закон о ФКС призван регулировать огромный рынок. По итогам прошлого года объем госзакупок составил около 5 трлн рублей. Было проведено почти 2 млн процедур и в этом процессе приняло участие свыше 200 тыс. заказчиков. Цифры впечатляющие, но при всем их громадье среднее число участников одной процедуры не дотягивало до трех. То есть говорить о жесткой конкуренции на рынке государственного заказа не приходится.

Может быть поэтому предлагаемый закон носит компромиссный характер. При его подготовке во главу угла был поставлен врачебный принцип «не навреди». Но что из этого получилось?

Закон о ФКС регулирует весь цикл приобретения товаров и услуг для государственных нужд. Общественность вообще и заинтересованные лица в частности должны получать информацию фактически с момента возникновения самой идеи госзаказчика чего-нибудь купить. Прогнозирование и планирование, закупочные процедуры, исполнение контракта и оценка результата – вот основные этапы, которые охватывает этот документ. Так что тот самый тоннель, который построили зодчие коровника, по новому закону не должен рушиться, по крайней мере, до тех пор, пока соответствующая комиссия не зафиксирует, что он построен качественно.

А для того чтобы решения в области закупок принимались профессионально, госзаказчики должны создать специальную контрактную службу. Причем если закупки осуществляются на сумму свыше 100 млн рублей в год, то ее нужно создавать отдельно. При меньшем госзаказе такую работу можно поручать уже работающим сотрудникам в виде дополнительной нагрузки.

Дальше о новеллах ФКС тезисно. Вводится понятие общественного контроля за проведением закупок. В проекте закона появились новые формы торгов – двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием и запрос предложений. По упрощенной процедуре должны проводиться закупки в конце года. Подробно прописаны антидемпинговые меры. Отменяется нулевая ставка по обеспечению госзакупок и поручительство. В новом варианте участники торгов должны предоставить либо банковскую гарантию, либо депозит. У заказчиков и поставщиков возникает возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке. Вводится стройная система аудита и контроля. Кроме того, устанавливается единый федеральный орган, регулирующий процедуры, связанные с ФКС. И, наконец, все происходящее в сфере госзакупок будет фиксироваться единой информационной системой.

Эту, в общем-то, оптимистическую картину слегка подпортили выступления участников парламентских слушаний. Депутат Госдумы Валерий Селезнев попытался проанализировать, насколько новый закон сбалансирован с точки зрения уже действующих. Например, почему работа по госзаказу считается законченной после приемки товара или услуги, а не после завершения расчетов с поставщиками. По его словам, бывали случаи, когда госструктуры просто не оплачивали выполненный заказ.

Кроме того, депутат увидел в системе общественного контроля коррупционную составляющую. Дескать, людьми, работающими бесплатно, легко манипулировать. И от их имени проталкивать к победе нужную компанию.

В завершение возник вопрос к организации контрактной службы. Ее работники должны быть в штате предприятия. А расходы бюджета на их содержание предусмотрены?

Судя по выступлению заместителя директора департамента бюджетной политики и методологии Минфина Татьяны Саакян, нет у этого уважаемого органа полной гармонии с Минэкономики. Расширение сферы действия закона от планирования до завершения выполнения госзакупки – с одной стороны, несомненный плюс. Но с другой – не приведет ли это к увеличению времени, необходимого для того, чтобы ее совершить? По мнению Татьяны Саакян, кошмаром для госзаказчиков может стать план закупок. Минфин считает, что он перегружен показателями, которые просто невозможно зафиксировать на этапе планирования. Кроме того, закон вторгается в бюджетные права органов власти разного уровня. Поэтому, понимая важность этого документа и необходимость его принятия, Министерство финансов предлагает учесть эти замечания и предложения.

В Госдуме было немного круглых столов, которые вызывали бы такой интерес. В зале не хватало стульев, люди стояли вдоль стен, но не уходили, что говорило о важности обсуждавшегося закона. Даже при благоприятном стечении обстоятельств закон будет принят года через полтора, но это, наверное, именно тот случай, когда спешка по-настоящему вредна. Потому что возведенная в ранг национальных приоритетов борьба с коррупцией не должна превратиться в борьбу со здравым смыслом.

Автор: Станислав Козак

Источник: http://www.tpp-inform.ru/official/2349.html

Дата публикации: 28.05.2012

Ссылка на основную публикацию