ФАС критикует методы борьбы с коррупцией в госкомпаниях

новости закупокТребование правительства к фирмам — партнерам госкомпаний раскрывать всех своих собственников приводит к нарушению антимонопольного законодательства, считают в ФАС. Правительство хочет раскрыть теневой бизнес госменеджеров,  но антимонопольное ведомство указывает, что в итоге могут пострадать компании, которые просто не имеют права раскрывать собственников.

В четверг глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев обратился к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой оформить поручение, обязывающее контрагентов госкомпаний раскрывать своих бенефициаров, в виде отдельного правового акта. С премьером Артемьев не спорит, но указывает, что в ряде случаев борьба за открытость госбизнеса может приводить «к нарушению антимонопольного законодательства и влечет за собой санкции к ни в чем не виноватым компаниям».

Прецедент произошел в Белгородской области. Местное ФАС признало неправомерным требование компании «Газпром межрегионгаз Белгород» к Старооскольскому районному потребительскому обществу указать в дополнении к договору всех своих собственников. В противном случае газовая компания грозила разорвать контракт. ФАС решила, что общество, покупающее газ у монополии, не обязано раскрывать собственников. Ведомство потребовало от «дочки» «Газпрома» в течение десяти дней отозвать письмо с требованием о раскрытии бенефициаров и предупреждением о расторжении договора о поставках газа. В противном случае местное ФАС возбудит дело, и монополии может грозить оборотный штраф в размере до 15% от выручки на рынке.

По словам Артемьева, действующее антимонопольное законодательство трактует произошедшее как отказ в заключении договора. «У нас законом это решено, а там — директива. Но закон выше директивы. Возникает юридическое несоответствие, — посетовал глава ФАС и добавил: — По идее мы должны штрафовать». По мнению главы ФАС, избежать подобных эксцессов в будущем могло бы издание соответствующего постановления правительства, которое разрешит коллизию.

Раскрывать цепочку собственников правительство потребовало от госкомпаний в середине декабря 2011 года. Тогда премьер заявил о необходимости выявления коррупционных схем в энергетической отрасли. Позже к вопросу подключился и президент, и последовало аналогичное поручение всем крупным госкомпаниям: РЖД, «Транснефти», «Аэрофлоту», «Совкомфлоту», «Росатому», ВЭБу и др. Требуемые сведения в полном объеме нужно было предоставить к марту 2012 года. В итоге Путин счел предоставленную информацию недостаточной, а во многих случаях и недостоверной. Запрошенные данные о контрагентах представлены не полностью. В ответ компании сетовали, что в ряде случаев сам контрагент не знал своего бенефициара и не имел возможности добиться раскрытия этой информации. Эффективных рычагов давления на контрагента нет, кроме как угрожать расторжением договора.

Адвокат Иван Кидяев из коллегии адвокатов «Александр Тонконог и партнеры» подтверждает, что коллизия существует, но устранять ее необходимо «со стороны антимонопольного законодательства». «Нужно просто исключить возможность ответственности за отказ от вступления в гражданско-правовые отношения», — говорит Кидяев. Он отмечает, что антимонопольные нарушения должны выражаться какими-либо действиями, направленными на ущемление конкурента, а сам по себе факт отказа от сделки не является проявлением дискриминации на рынке. Юрист считает, что предложение оформить инициативу раскрывать контрагентов в виде нормативного акта не решит существующей правовой коллизии. Две нормы продолжат спорить друг с другом, что породит судебные иски и бюрократию.

Председатель коллегии «Николаев и партнеры» Юрий Николаев считает, что для разрешения проблемы необходимо прописать  в законе о конкуренции право расторжения или отказа от заключения договора, а в Гражданский кодекс ввести право на расторжение различных договоров в случае непредставления информации. Однако, по мнению юриста, лучше всего помог бы бороться с коррупцией закон, позволяющий реально контролировать расходы чиновников и членов их семей.

Автор: Ирина Грузинова

Источник: http://www.mn.ru/business_gov/20120413/315560488.html

Дата публикации: 13.04.2012

Ссылка на основную публикацию