Электронные госзакупки вручную

новости закупокОфициальный госпортал zakupki.gov.ru, на который правительство уже потратило сотни миллионов рублей, рискует с 1 октября превратиться в существенный тормоз для закупочной деятельности госкомпаний. Так считают и сами госзаказчики, и альтернативные торговые площадки.

C 1 октября 2012 г. компании с госучастием должны размещать информацию о своих закупках на официальном портале zakupki.gov.ru (официальный общероссийский сайт, ООС). Для работы на нем заказчикам необходимо использовать специальную электронную цифровую подпись (ЭЦП). Ею же должно подписываться и объявление о закупке на госпортале. Крупные компании, проводящие закупки на внешних электронных торговых площадках (ЭТП), озадачены. Теперь им придется совершать двойную работу: сначала привычно оформлять процедуру на сайте торговой площадки, а затем еще и на госпортале.

Регулятор — федеральное казначейство организовало шлюз между ООС и торговыми площадками. Возможность передачи закупочной информации с ЭТП на ООС будет реализована казначейством к 1 октября, обещает сотрудник пресс-службы Минэкономразвития, соответствующее технологическое решение уже опробовано при исполнении норм закона «О госзакупках».

Заказчики вынуждены работать одновременно в двух системах — и на торговой площадке, где они размещают заказы, и на официальном сайте, констатирует коммерческий директор B2B-Center Андрей Бойко: это нельзя считать полноценной интеграцией. Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) и «Деловая Россия» обсуждали ситуацию на совещании, которое вылилось в резолюцию, подписанную крупными заказчиками и ведущими ЭТП и направленную в несколько ведомств, рассказывает владелец портала «Фабрикант.ру», гендиректор НАИЗ Сергей Габестро. Оптимальная модель, по мнению авторов письма, такова: электронные площадки полностью интегрируются с ООС, а клиент продолжает работать в своей корпоративной системе, как сейчас. «Роснано», по словам и. о. руководителя ее дирекции по организации закупочной деятельности Ирины Вахмистровой, также предлагала Минэкономразвития и федеральному казначейству аккредитовать существующие площадки для полноценной работы на ООС — по аналогии с тем, как организовывались аукционы для госзаказа. Но ведомства пока против. Если разрешить публикацию данных о закупках с внешних площадок на официальный сайт без подписания ЭЦП, то будет затруднительно контролировать деятельность заказчиков, объясняет сотрудник пресс-службы Минэкономразвития. Например, заказчики могут провести аукцион на ЭТП, «забыв» разместить объявление о нем на zakupki.gov.ru.

Механизм контроля за такими ситуациями уже существует — например, он используется в торгах по банкротству, возражает Бойко. Если площадка нарушает правила, не передает информацию вовремя и т. п., ее можно оштрафовать или лишить аккредитации, напоминает Габестро.

«В отличие от закона о госзакупках в 223-ФЗ не фигурируют ЭТП, соответственно, отсутствует и нормативная база, которая позволила бы включить внешние системы в полноценный юридически значимый обмен данными с ООС», — заявил сотрудник пресс-службы казначейства. Но Вахмистрова уверена: в законе нет запрета на использование внешних площадок, ведомства трактуют его однобоко, из-за этого ломаются налаженные бизнес-процессы. Пока 223-ФЗ не будет подкреплен подзаконными актами, по-своему правы обе стороны: в самом законе в явном виде нет ни разрешения, ни запрета использовать ЭЦП на внешних площадках, рассуждает Бойко.

Время, которое заказчик тратит на публикацию закупки (весь процесс оформления заказа — от заполнения электронной формы до подписи ЭЦП), увеличится минимум в 1,5 раза, опасается Бойко из B2B-Center. То есть фактические торги могут не только начаться, но и закончиться за несколько часов до того, как объявление о них опубликует ООС, что любой обиженный поставщик может использовать как удобный повод пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Например, есть такая процедура — запрос предложений, и иногда бизнес требует, чтобы она была проведена срочно, за несколько часов, рассказывает Габестро.

Нынешняя версия госпортала не предусматривает привычного для крупных заказчиков варианта закупок через аутсорсинг, замечает директор по стратегическому развитию B2B-Center Вадим Потрашков. А руководитель проекта по организации закупок «Росводоканала» Олег Ярош усматривает основную проблему портала zakupki.gov.ru в нестабильности его работы. «Не придется ли заходить на ООС повторно и проверять, разместилась закупка или нет?» — волнуется он. Сейчас на госпортале часто происходят технические сбои, подтверждает заместитель директора департамента «Росатома» Наталья Григорович. Клиенты портала «Тендеры.ру» тоже время от времени жалуются на сбои в работе ООС, а ведь с 1 октября нагрузка на него возрастет многократно, разделяет эти опасения его гендиректор Кирилл Кузнецов. Примерно вдвое, считает исполнительный директор площадки «ЭТП» Александр Геллер. Казначейство оценило планируемую нагрузку и доработало портал, заверяет представитель ведомства. По расчетам казначейства, c 1 октября начать работу на портале должны не более 100 000 организаций (а впоследствии — не более 400 000).

Если заказчик докажет, что официальный портал был недоступен более одного рабочего дня, он вправе размещать и подписывать ЭЦП закупку на собственном сайте, напоминает норму 223-ФЗ сотрудник ФАС. А разместить эту закупку на ООС заказчик должен в течение одного рабочего дня со дня устранения неполадок. Но доказать, что официальный сайт не работал, будет практически нереально, волнуется Бойко из B2B-Center: «Даже продвинутому пользователю проблематично доказать неработоспособность сайта, администратором которого он не является».

Источник: http://torg94.ru/stat.php3?dummy=1&nID=2093

Дата публикации: 10.09.2012

Ссылка на основную публикацию