Электронная процедура торгов на 20% снижает стоимость контрактов

новости закупокСкоро депутаты вернутся к рассмотрению законопроекта «О федеральной контрактной системе» (ФКС). Он принят пока только в первом чтении и не является окончательным. В нынешнем виде он все еще неспособен выстроить прозрачную систему государственных и муниципальных закупок России. Действующая система обеспечения государственных и муниципальных нужд устроена неэффективно. Именно это подвигло минэкономразвития на создание единого для России закона «О федеральной контрактной системе».

По замыслу разработчиков, закон о федеральной контрактной системе создаст совокупность норм и правил, регулирующих весь цикл обеспечения государственного заказа, и организует этот процесс системно: позволит органам государственного и муниципального управления проводить независимый мониторинг и контроль, и, как следствие, прогнозировать закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Удачный опыт системного подхода к закупкам есть у большинства стран с развитой экономикой. В целом ряде стран, например, США и странах Евросоюза, функционируют целые национальные контрактные системы, позволяющие сделать открытым и проследить весь жизненный цикл заказа: его планирование, размещение и качество исполнения.

Эти системы не только позволяют планировать закупки на уровне от города до всей страны и вести реестр добросовестных и недобросовестных поставщиков, но и обеспечивают всем участникам процесса методическую помощь — от библиотеки типовых контрактов до четкого регламента процедуры закупок, которые позволяют заказчику быстро и четко сформулировать, а поставщику — грамотно и без махинаций выполнить требования. Ведь чем меньше нечетко прописанных требований, тем уже лазейка для коррупции.

Как практик, считаю главным достижением законопроекта о ФКС существенное расширение способов размещения заказа с учетом специфики различных товаров и работ. Опираясь на более чем 10-летний опыт работы площадки B2B-Center, могу сказать, что на долю аукционов у нас приходится всего 3% от общего количества торгов. Еще 20% торговых процедур компании проводят с помощью конкурсов, а 70-75% — методом запроса предложений.

Благодаря новому закону заказчики получат большую свободу выбора. Конечно, при обязательном его обосновании и, что немаловажно, персональной ответственности за выбор способа размещения заказа и поставщика.

Тем не менее для эффективности будущего закона в него следует добавить несколько существенных поправок.
Для эффективного функционирования закона нужно урегулировать два существенных момента. Во-первых, ввести персональную ответственность сотрудников, отвечающих за закупочную деятельность на предприятиях. Во-вторых, отрегулировать механизм общественного и экспертного контроля

В первую очередь ввести категорическое требование о проведении закупок в электронной форме, допуская бумажный документооборот лишь в исключительных случаях. Ведь несмотря на то, что 80% госзакупок — однотипные процедуры, электронная форма до сих пор не является обязательной для государственных учреждений. Ведь у электронной формы закупок есть как минимум три неоспоримых преимущества.

Прежде всего это обеспечение истинной прозрачности расходования госсредств. Информация о состоявшихся торгах (за исключением торгов по товарам, составляющим гостайну) остается доступной для всех пользователей. А это значит, что контролирующие органы в любой момент могут сами получить правдивую, оперативную и исчерпывающую информацию по интересующему контракту, избежав фальсифицированных данных.

Другое важное преимущество — электронная форма — сводит к минимуму трудозатраты и не свойственные учреждениям-заказчикам функции. Проще говоря: дело нефтяников добывать нефть, энергетиков — поставлять электричество потребителям, а составлением кипы трудоемких отчетов пусть занимаются чиновники и контрольные органы. И пусть они сами получают необходимые им сведения на сайте электронной торговой площадки.

И, конечно, нельзя забывать о выгоде: наш опыт доказывает, что электронная процедура торгов в некоторых случаях на 20% снижает стоимость заключенных контрактов.

Таким образом, положение об обязательной электронной форме госзакупок в сочетании с разнообразием видов торговых процедур обеспечит закону о ФКС достижение сразу всех целей, ради которых он разрабатывался.

Но даже при таких доработках для эффективного функционирования закона нужно урегулировать еще два существенных момента.

Это персональная ответственность сотрудников, отвечающих за закупочную деятельность на предприятиях. Пока в законе отсутствуют положения о том, как будет проходить аккредитация и какой будет ответственность этих должностных лиц.

То же и с механизмом общественного и экспертного контроля — право контроля по закону есть, но ни для заказчика, ни для контролирующих ведомств общественная реакция на нарушения в сфере закупок не является руководством к действию.

В итоге могу уверенно заявить — проект закона о ФКС, безусловно, является серьезным шагом навстречу цивилизованной экономике. Однако это сделать необходимо максимально обдуманно, с учетом замечаний и поправок, которые позволят системе работать эффективно.

Автор: Александр Бойко (председатель совета директоров электронной площадки B2B-Center)

Источник: http://www.rg.ru/2012/09/25/zakupki.html

Дата публикации: 25.09.2012

Ссылка на основную публикацию