Экспертный и общественный контроль за госзакупками

новости закупокКак поделить функции контроля за госзаказом между профессионалами и общественниками. На этот вопрос отвечает эксперт в области государственных закупок, заместитель директора департамента экономической безопасности предпринимательства Торгово-промышленной палаты РФ Олег Сиваков.

НЕ НАДО ПУТАТЬ ЖАНРЫ

— Олег Григорьевич, вы говорили о том, что у нас есть экспертное сообщество, есть подготовленные люди в таких структурах, как, например, Торгово-промышленная палата, которые готовы выносить квалифицированные заключения по всем этапам проведения торгов. Но довольно часто экспертный квалифицированный контроль в России подменяется «общественной экспертизой». Я правильно понял вашу позицию?

— Моя позиция состоит в том, что и экспертный и общественный контроль необходимы, просто эти жанры нельзя путать. Один жанр может пересекаться с другим, но абсолютная подмена недопустима. Есть профессиональное экспертное сообщество, которое должно привлекаться государственными заказчиками, если они заинтересованы получить компетентное мнение, компетентные знания на разных стадиях осуществления госзакупки, а именно на стадии планирования, на стадии размещения, на стадии исполнения и мониторинга. Например, когда вы размещаете государственный заказ, то важно корректно определить начальную цену. Для этого можно привлечь независимых экспертов, которые компетентны в этой области. Зачастую определение начальной цены требует специальных знаний и информации. Хотя у нас государственные заказчики любят все делать сами.

— Как думаете, почему они это любят?

— В некоторых случаях удобно завысить цену, потом ее в процессе торгов снизить и рассказывать всем про «эффективность» и «результативность». Ведь как раньше считалась эффективность государственного заказа? Брались начальные цены с потолка либо с какой-то точки еще выше потолка, потом проводились торги – и цены снижались. Эти разницы между начальными ценами и ценами в результате торгов складывали и получали так называемую эффективность размещения госзаказа. На самом деле эти цифры абсолютно эфемерны. Более того, никто не считал, что в результате получилось, то есть что реально поставлено по государственному заказу. В некоторых случаях прокуратура не может найти целые участки дорог, которые были построены по госзаказу исключительно на бумаге. Виртуальные дороги. Правда, деньги израсходованы в реальности. Какая здесь эффективность?

О ПОЛЬЗЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

— Вы конечно же правы. Но если заказчик играет в такие игры, зачем ему квалифицированная независимая экспертиза?

— Если приоритеты выстроены правильно, то под них выстраиваются системы обеспечения. С моей точки зрения, некоторые заказы в обязательном порядке должны сопровождаться негосударственными независимыми экспертными организациями. Все зависит от приоритетов. У нас есть опыт, когда экспертная организация для конкурсной комиссии осуществляет сравнительную экспертизу заявок участников торгов на предмет их соответствия техническому заданию. В частности, так мы работали в интересах Министерства обороны при закупках медицинского оборудования. В ряде случаев торги были отменены. Выяснилось, что все участники подавали заявки, которые по техническим параметрам не соответствовали техзаданию. В других случаях эксперты делали вывод о так называемой некорректной «заточенности» технического задания под одного поставщика. Для того чтобы установить это, должны работать эксперты. Правда, в ряде случаев госзаказчики формулируют сложное техзадание исключительно для того, чтобы никто не мог ему соответствовать. При определенных условиях можно произвольно выбирать победителя….

В качестве члена конкурсной или аукционной комиссии независимый эксперт не нужен, он всего лишь делает свое экспертное заключение для комиссии, которая и принимает решение.

Еще одно направление использования профессиональных экспертов — изучение планируемого участника. Эксперты ТПП выезжали на место для инспекции, то есть для установления наличия на предприятии необходимого оборудования, сырья, квалификации персонала, систем менеджмента качества, приемки продукции и т.д. Иногда приезжали, а там стоит в поле сарай вместо фабрики, которая в соответствии с заявкой готова производить вещевое имущество в огромных масштабах для нужд Министерства обороны.

Надо сказать, что такая практика предварительного инспекционного обследования участников конкурсных процедур отсутствует в системе госзаказа в России. Приведенный мною пример – это исключение из правил.

Источник: http://www.boi-mt.ru/article-3307.html

Дата публикации: 29.06.2012

Ссылка на основную публикацию