zakupkihelp.ru

Информационный портал для участников закупок

finansist4

Чёрные дыры в системе госзакупок

В Государственной Думе находится на рассмотрении закон «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», который призван кардинальным образом изменить ситуацию в этой области. Действующая сегодня система очень часто напоминает чёрную дыру, в которой бесследно исчезают миллиарды и миллиарды бюджетных рублей.

Диагноз прежний: воруют

Чтобы представить масштабы госзакупок в целом по стране, достаточно привести несколько цифр: сегодня более 200 тысяч государственных предприятий и учреждений размещают заказы на сумму более пяти триллионов рублей в год, заключают более десяти миллионов контрактов. Мудрено ли, что эти внушительные обороты товаров, работ, услуг и сопряжённые с ними огромные финансовые потоки как магнитом притягивают к себе нечистых на руку дельцов. Масштабы хищений обескураживают. Ещё два года назад Дмитрий Медведев, бывший тогда Президентом РФ, признал, что размер воровства в системе госзакупок превышает один триллион рублей в год. Тогда он заявил: «Уже сейчас понимаем, что в этой сфере гигантские суммы присваиваются чиновниками и недобросовестными коммерсантами».

Вспомним хотя бы историю с томографами. Тогдашнее Минздравсоцразвития выделило на закупку этих аппаратов средства из расчёта 95 миллионов рублей за штуку при рыночной стоимости от 28 до 40 миллионов рублей. Всего с превышением реальной цены было куплено 64 томографа, а объём нанесённого бюджету ущерба составил 700 миллионов рублей.

Закон тревоги нашей

Понятно, что лазейки для злоупотреблений прохиндеи всех мастей ищут в законодательстве, а найдя их, используют по полной программе. Что и случилось с ныне действующим 94-м Законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года.

Претензий к нему множество. О них ещё раз говорили при обсуждении нового законопроекта в первом чтении, очевидно, для того, чтобы учесть недостатки действующего пока закона и не допустить их в новоиспечённом документе. К недостаткам действующего законодательства в первую очередь отнесли узость правового регулирования: действующий закон описывает только процедурные вопросы – как размещать, оставляя за скобками главные вопросы – что размещаем, для чего размещаем и что получаем в результате.

Позитивная практика невозможна без продуманного до тонкостей закона.

Постоянно высказывают неудовлетворённость и правоприменительной практикой. Например, многие конкурсы, аукционы заканчиваются без подведения итогов. А сколько фирм и фирмочек объявлялось победителями только потому, что они предлагали смехотворно низкую цену – и впоследствии (чего и следовало ожидать) с треском проваливали исполнение контракта? В то же время не у дел оставались истинные профессионалы.

И естественно, главным бичом остаётся коррупция в сфере госзакупок, без которой уворовывать ежегодно по триллиону рублей просто немыслимо.

Не наступить на те же грабли

Изжить эти и другие недостатки действующего закона призван новый – «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Документ должен сформировать правовую основу для комплексной реформы в этой сфере, перехода к регулированию полного цикла закупок.

Какие же новеллы содержит законопроект?

Во-первых, вводится обязательное для всех государственных и муниципальных заказчиков трёхлетнее планирование закупок. В то же время на текущий финансовый год предусматривается введение плана-графика, который обосновывает начальную цену и другие параметры закупок. Планы и планы-графики подлежат обязательному опубликованию на официальном сайте. Тем самым обеспечиваются максимальная прозрачность, публичность и пошаговость в действиях заказчиков.

Во-вторых, законопроект даёт дополнительные возможности для усиления общественного контроля при планировании госзакупок. Уже на этом этапе общественность сможет обжаловать действия заказчика, не допустить приобретения чрезмерно дорогих томографов, золотых гвоздей и бархатных портянок и даже подавать иски в защиту интересов неограниченного круга лиц.

В-третьих, во главу угла ставятся профессионализм и персональная ответственность. Для этого вводится институт контрактной службы. Сейчас часто невозможно найти, кто из чиновников виноват в срыве контракта. По новому закону сотрудник контрактной службы несёт персональную ответственность за его исполнение.

В-четвёртых, расширяются в сравнении с 94-м Законом способы проведения торгов для нахождения оптимальной процедуры отбора поставщиков для различных видов закупочных ситуаций.

В-пятых, в законопроекте предусмотрены антидемпинговые меры. Практика показала, что у компаний, которые не имеют ни практического опыта, ни ресурсов, сегодня существует возможность выигрывать самые разные конкурсы, а потом не исполнять свои нереальные обязательства. Чтобы не допускать подобного, в новом законе предусматривается, что при снижении цены контракта более чем на 25 процентов объявивший об этом участник должен будет обосновать это.

В-шестых, законопроект вводит возможность одностороннего расторжения контракта, чего нет в ныне действующем законе, отчего государственные заказчики вынуждены годами вести тяжбу с контрагентами, не выполняющими свои обязательства. Причём расторгнуть контракт сможет как заказчик, так и подрядчик (бывают случаи, когда и госзаказчик не выполняет свои обязательства).

Разумеется, всё проверяется практикой. Но позитивная практика невозможна без продуманного до тонкостей закона.

Мнение

Максим Рохмистров, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция ЛДПР:

«Надо исправить ситуацию, которая сложилась сегодня с 94-м Законом, когда у нас дороги смывает, потому что сначала демпингуют, чтобы выиграть конкурс, а потом думают, как бы уложиться в те деньги, которые выиграли. И решают: давайте здесь поменьше положим, там материалы похуже используем… В итоге у нас и дома сыплются, и дороги дождь смывает, и лекарства получаем такие, что кроме как самовнушением никто не лечится. Это в корне надо исправлять. Если мы в законе не пропишем жесточайший уровень ответственности, то как воровали, так и продолжат воровать. Поэтому мы будем настаивать, чтобы были введены самые серьёзные сроки для нарушителей, сравнимые со сроками за преступления против государства».

Сергей Лихоманов, начальник управления топливообеспечения и оперативного контроля министерства ЖКХ Хабаровского края:

«Думаю, что федеральная контрактная система должна учесть особенности госзакупок для нужд северных регионов. Например, до 2005 года наш край получал на северный завоз 350 миллионов рублей безвозмездной помощи из федерального бюджета, то есть почти половину из необходимых на эти цели 700–800 миллионов. Также до 2009 года государство помогало нам, устанавливая исключительный тариф на железнодорожные перевозки. Сегодня всё легло на плечи краевого бюджета. А это очень тяжёлый груз. Например, начальная стоимость угля Красноярского края – 500 рублей за тонну, а после его доставки к нам цена за счёт железнодорожного тарифа поднимается до 2500 рублей! Хорошо бы эти вопросы учесть в новом законе».

Автор: Юрий Говердовский

Источник: http://www.pnp.ru/newspaper/20121005/9768.html

Дата публикации: 05.10.2012

banner-oshibki

Поделиться с друзьями в соц. сетях:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*