zakupkihelp.ru

Информационный портал для участников закупок

azbuka_468x60

Большой прячется за малым: Крупный бизнес скрывает свой настоящий статус

smpРеестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) позволит государству и госкомпаниям получать достоверные сведения о статусе участника госзакупок. А заодно он откроет доступ субъектам МСП к государственным, муниципальным закупкам, закупкам естественных монополий и компаний с государственным участием. Об этом заявил Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей на всероссийском форуме «Госзаказ. За честные закупки».

По словам Артема Лобова, замруководителя Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, пока нет такого реестра, заказчики и бизнес будут в затруднительном положении. Сегодня никто не может четко сказать, как отнести компанию к малому бизнесу, кроме формальных показателей по обороту и численности сотрудников в компании. «Доказать, что компания является субъектом МСП по ходу проведения закупок, практически невозможно. Заказчику и его комиссии сложно сориентироваться, действительный ли участник закупок субъект малого предпринимательства или мнимый. Необходимо урегулировать подходы к субъектам малого предпринимательства, то есть создать реестр и обозначить в законе о контрактной системе, что должна проверить комиссия заказчика, когда приходит субъект малого предпринимательства на конкурс», — говорит Артем Лобов.

«Обязательная квота закупок у МСП — 15%, при этом выполняется она только на 7,2%. И то эта цифра сильно завышена. Пока нет реестра, каждая компания может заявить себя на участие в госзакупках как субъект малого бизнеса. Работа над реестром уже началась и ведется совместно с Федеральной налоговой службой. Потребность в реестре субъектов МСП вызвана введением квот для малого и среднего бизнеса при проведении госзакупок», — сказал Борис Титов. По его словам, запись в реестре будет достаточным подтверждением статуса МСП. Для госкомпаний при таком реестре снимаются риски попадания в квоту для МСП, поставщиков, давших заведомо ложные сведения о своем статусе.

Артем Лобов также считает подходы по привлечению малого бизнеса к участию в госзакупках неэффективными. «Первый подход — привлечение субъектов малого предпринимательства на контракт как основных исполнителей, второй — привлечение их через субподряд. Заказчик использует эти нормы в свою пользу, из-за этого субъект малого предпринимательства ничего не получает от госзаказа, — говорит Артем Лобов. — Если заказчик разыгрывает крупный лот и выставляет требования о том, что основной подрядчик должен привлечь на субподряд субъект малого предпринимательства, на рынке происходит следующее: лот забирает крупная организация, затем она учреждает свою компанию, формально подходящую под МСП, и вводит туда все денежные средства для того, чтобы заказчик формально попал под 15%».

По его словам, в январе этого года все субъекты РФ прислали отчетность с выполненной нормой, только у четырех показатель был существенно ниже 15%. «Почти все субъекты отчитались, что норма исполнена и даже перевыполнена. На мой взгляд, их надо проверить, потому что в большинстве случаев выигрывал лот не субъекта малого предпринимательства, а аффилированная с крупной организацией компания. Тех, кто не исполнил норму, мы предупреждали ранее, что будет проводиться проверка. Должностные лица со стороны заказчиков, отвечающие за закупки у субъектов малого предпринимательства, будут привлечены к административной ответственности», — отметил Артем Лобов.

Юрий Савелов, президент группы компаний «Сириус», считает, что квота, установленная в 15%, как правило, не соблюдается и никакой ответственности за нее нет, а действующее законодательство, по его мнению, сегодня работает в пользу заказчика. «Когда в госзаказе участвуют от одного до трех поставщиков, то это 100% сговор. Когда мы видим, что участников пять, то уже идет конкуренция и разговор о цене, при этом и здесь есть попытки лоббировать, но с ценой сделать ничего нельзя. А вот когда семь участников, тогда и общественности делать нечего, между собой им будет тяжело создать коррупционную схему. Бывают тендеры, где 32 участника, тогда действительно выиграет тот, кто дает хорошее качество по низкой цене. Тендеры, где больше семи участников проходят очень быстро, четко и понятно, — рассказывает Юрий Савелов. — Я не говорю, что если на торгах будет от семи участников, то это решит все проблемы. Но в таких условиях у малого бизнеса больше возможностей участвовать в госзакупках».

В свою очередь статистика столичного департамента по конкурентной политике показывает, что объем закупок у субъектов малого предпринимательства в Москве за первые два месяца этого года увеличился в два раза по сравнению с 2014 годом. «Объем закупок у представителей малого бизнеса за январь-февраль 2015 года составил 1,2 млрд рублей. Количество лотов выросло с 450 до 901», — констатировал Геннадий Дёгтев, руководитель департамента.

Профессиональный уровень поставщиков в Москве становится выше. Об этом свидетельствуют показатели. «В прошлом году из пяти поданных заявок допускались в среднем 2,6, а в этом — 3,1. В два раза сократилось количество и стоимость несостоявшихся торгов специализированных процедур. Всё это свидетельствует о здоровой конкуренции», — заключил Дёгтев.

Автор: Ангелина Жукова

Источник: http://www.rg.ru/2015/03/17/biznes.html

Дата публикации: 17.03.2015

banner-oshibki

Поделиться с друзьями в соц. сетях:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*